Вид деятельности организации

Виды деятельности предприятия

Для целей бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности расходы предприятия подразделяются по видам деятельности.

Деятельность предприятия, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, схематически представлена на рис. 1.

Деятельность предприятия

Обычная Чрезвычайная

Операционная Финансовая Инвестиционная
Основная Прочая

Рис. 1. Классификация видов деятельности предприятия

Как видим, деятельность предприятия подразделяется на обычную и чрезвычайную. Определение обычной и чрезвычайной деятельности дано в П(С)БУ 3.

Под обычной деятельностью понимают любую основную деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникающие в результате ее проведения. Примерами обычной деятельности являются производство и реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг, реализация оборотных активов и необоротных активов, заготовление сырья и материалов, строительство и приобретение основных средств и т.д.

Чрезвычайной деятельностью считают такие операции или собы-тия, которые отличаются от обычной деятельности предприятия, и не ожидается, что они будут повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде. Примерами событий и операций, относящихся к чрезвычайной деятельности, являются: стихийные бедствия (землетрясения, оползни, смерчи и пр.), пожар, техногенные аварии и т.п.

Однако необходимо учитывать, что одно и тоже событие может быть чрезвычайным для одного предприятия и обычным для другого. Например, убытки вследствие землетрясения считаются чрезвычайным событием для многих предприятий, но такое событие не является чрезвычайным для страховых компаний, осуществляющих страхование таких рисков. Таким образом, чрезвычайность события, или операции определяется прежде всего характером деятельности предприятия, а не ожидаемой частотой их возникновения.

Обычная деятельность предприятия, в свою очередь, подразделяется на операционную, финансовую и инвестиционную.

Операционная деятельность – основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной либо финансовой деятельностью. Следовательно, операционная деятельность подразделяется на основную и прочую.

К основной деятельности относят операции, связанные с производством, реализацией продукции (товаров, работ, услуг), которые являются главной целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода. Для производственного предприятия таковыми являются операции по производству и реализации продукции (работ, услуг), для строительной организации – по выполнению строительно-монтажных работ, для страховой компании – по предоставлению услуг по страхованию и пр.

Прочая операционная деятельность включает в себя операции связанные с получением доходов и расходов от реализации иностранной валюты, от реализации прочих оборотных активов, от предоставления в операционную аренду активов, от операционной курсовой разницы, от списания безнадежной дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.

П(С)БУ 4 дает определение финансовой и инвестиционной деятельности.

Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия. К операциям, связанным с финансовой деятельностью предприятия, относятся:

поступления денежных средств от размещения акций и других операций, приводящих к увеличению собственного капитала;

выплаты денежных средств собственникам для приобретения или выкупа ранее выпущенных акций;

погашение задолженности участников по взносам в уставный капитал;

выплата дивидендов собственникам;

поступление и возврат основной суммы кредитов и займов.

Инвестиционная деятельность – это приобретение и реализация тех необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств. Примером инвестиционной деятельности предприятия являются операции, связанные с:

продажей и другим выбытием основных фондов, необоротных активов и других долгосрочных активов;

приобретением (продажей) собственного капитала или долговых обязательств других предприятий, а также долей в капитале других предприятий;

авансами и займами, предоставленными другим сторонам, а также их возвратом;

получением доходов (дивидендов, процентов) от вложения средств в другие предприятия.

Приведенная классификация видов деятельности предприятия лежит в основе классификации расходов предприятия.

>GN1403: Моделирование бизнес-процессов

Ключевые виды деятельности

Блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели.

Каждая бизнес-модель включает определенное число ключевых видов деятельности. Это самые важные действия компании, без которых ее успешная работа невозможна. Ключевые виды деятельности, как и ключевые ресурсы, — обязательный компонент процесса создания и реализации ценностных предложений, выхода на рынок, поддержания взаимоотношений с клиентами и получения доходов. Они отличаются в бизнес-моделях разного типа.

Среди ключевых видов деятельности Microsoft — разработка программного обеспечения. А в перечень ключевых видов деятельности компании Dell входит управление отношениями с поставщиками. Один из ключевых видов деятельности консалтинговой фирмы МсКinsey — разрешение проблемных ситуаций.

Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения? Наши каналы сбыта? Наши взаимоотношения с клиентами? Наши потоки поступления доходов?

Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом.

Производство

Эта деятельность включает разработку, создание и вывод на рынок продукта в требуемом объеме и/или наилучшем качестве. Производственная деятельность — главная для бизнес-моделей компаний-производителей.

Разрешение проблем

Эта деятельность заключается в поиске оптимального решения проблем конкретного клиента. Ключевая активность этого типа преобладает в работе консалтинговых компаний, больниц и других организаций, оказывающих услуги. Эти бизнес-модели требуют управления знаниями и постоянной отработки профессиональных навыков.

Платформы/сети

В бизнес-моделях, основанных на платформе как ключевом ресурсе, главными видами деятельности являются те, что связаны с этой платформой или сетью. В качестве платформы могут выступать компьютерные сети, коммерческие платформы, программное обеспечение и даже торговые марки. Бизнес-модель еВау требует постоянного развития и поддержки платформы компании: сайта еВау.соm. Бизнес-модель Visa требует деятельности, связанной с платформой транзакций по кредитным картам Visa для продавцов, покупателей и банков. Бизнес-модель Microsoft построена на платформе, позволяющей осуществлять синхронизацию стороннего программного обеспечения с операционной системой Windows. Ключевая деятельность этого типа связана с управлением платформами, сервисным обеспечением и продвижением платформ.

область деятельности

Смотреть что такое «область деятельности» в других словарях:

  • область деятельности — поприще, круг, сфера, поле, арена Словарь русских синонимов. область деятельности сущ., кол во синонимов: 8 • арена (13) • … Словарь синонимов

  • область деятельности — — Тематики энергетика в целом EN activity spectrum … Справочник технического переводчика

  • ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — В страховых операциях: направление или вид страхования (например, страховая деятельность в области страхования жизни); область или территория, охваченная страховой деятельностью агента, представительства или страховщика … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • область деятельности лаборатории — 3.1.5 область деятельности лаборатории (laboratory scope): Управляемый документ, содержащий: виды конкретных испытаний, оценок и калибровок/поверок, которые лаборатория квалифицирована проводить; перечень оборудования, которое лаборатория… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • область деятельности лаборатории ( laboratory scope ) — 3.1.5. область деятельности лаборатории ( laboratory scope ): Управляемый документ, содержащий: виды конкретных испытаний, оценок и калибровок/поверок, которые лаборатория квалифицирована проводить; перечень оборудования, которое она использует… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • область деятельности по подтверждению соответствия — 3.13 область деятельности по подтверждению соответствия : Совокупность форм оценки соответствия и объектов подтверждения соответствия. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • предметная область деятельности — 3.22 предметная область деятельности: Область деятельности, в которой рассматриваются свойства и отношения между множеством всех предметов в этой области деятельности. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • проблемная область (деятельности предприятия) — — Тематики автоматизированные системы EN problem area … Справочник технического переводчика

  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ — противопоставленная серьезной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным. Существуют различные типологии игр, напр., в психологии выделяют игры маленьких детей … Философская энциклопедия

  • ОБЛАСТЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ — область деятельности, в которой функционирует подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов и т.д … Большой экономический словарь

Понятия и виды деятельности организации

Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей.

Поэтому в самой простой формулировке организация — это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций: формальные и неформальные.

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Организация — это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединённых в единое целое, где центральное и основное место занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.

Организация как функция призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия. Организация предполагает формирование управляемой и управляющей систем; определение места и роли каждого работника в системе, распределение их по подразделениям и звеньям; организацию четкого взаимодействия между ними; разработку документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, с тем чтобы обеспечить заданное течение производственного процесса и выполнение всех функций в соответствии с программой.

Организация — это обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой подсистем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними.

Например, в сфере производства в ее функции входят обоснование и выбор оборудования, организация рабочих мест, выбор технологии и т.д.; в сфере управления — это подбор, расстановка, продвижение кадров, профессиональное обучение, управление деятельностью работников, создание структур управления.

Признаки организации:

  • — количественная определённость;
  • — наличие общих целей и средств их достижения;
  • — обособленность;
  • — наличие управляющего, руководящего и координирующего центра.

Основные виды деятельности организации определяются на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (при этом учитывается деятельность всех обособленных подразделений юридического лица независимо от их местонахождения). В отдельных случаях обособленные подразделения могут иметь основной вид деятельности, отличный от основного вида деятельности юридического лица.

В соответствии с законодательством РФ экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Иными словами признаками экономической деятельности являются:

  • — затраты на производство;
  • — процесс производства;
  • — выпуск продукции (оказание услуг).

Различают основные, второстепенные (вторичные) и вспомогательные виды экономической деятельности.

Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости. Не обязательно, чтобы основной вид экономической деятельности составлял 50% или более валовой добавленной стоимости.

Второстепенным (вторичным) видом деятельности является любая другая (не определенная как основная) деятельность по производству товаров и услуг, т.е. виды экономической деятельности, относящиеся к различным областям производства.

Продукция основных и второстепенных видов деятельности, как правило, предназначена для сбыта на рынке для третьих сторон.

Вспомогательным видом деятельности является деятельность, которая выполняется в рамках организации с целью обеспечения или облегчения производства этой организацией товаров и услуг, предназначенных для продажи на сторону. Сама продукция этих вспомогательных видов деятельности не поставляется третьим сторонам. Большинство вспомогательных видов деятельности производит услуги (деятельность администрации, бухгалтерии, обработка данных, сбыт, маркетинг, складское хранение, транспортирование, по уборке и охране и т.д.). Вспомогательные виды деятельности не учитываются при определении основного вида деятельности, но при разработке статистических данных сведения по ним включаются в данные по основному виду деятельности организации.

При определении основного вида деятельности не учитывается также деятельность, являющаяся составной частью единого технологического процесса, а весь процесс классифицируется по конечной продукции.

ОКВЭД классифицирует каждый вид деятельности по кодам. Прежде всего, ОКВЭД подразделяется на несколько разделов, отмеченных латинскими буквами, которые включают в себя: производство, оптовую и розничную торговлю, оказание услуг и другие виды деятельности. Разделы делятся на группировки, которые отмечены цифрами. При указании кодов деятельности в учредительных документах рекомендуется указывать группировки, состоящие не менее чем из трех цифр.

>Материал «Основные виды деятельности и платные услуги образовательного учреждения»

Что такое «основные виды деятельности»?

Отвечая на этот вопрос, рассмотрим ситуацию на примере подхода, реализованного в Краснодарском крае.

В соответствующем письме Министерства образования и науки Краснодарского края указывается, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности в классе 80 «Образование» отражено наименование деятельности образовательного учреждения любого типа.

На этом основании региональное министерство делает вывод, что если образовательное учреждение «зарегистрирует в Едином государственном реестре юридических лиц деятельность по какому-либо иному классу, не относящемуся к образованию, то данный вид следует считать неосновным».

Администрация города Краснодара пошла ещё дальше и соответствующим постановлением утвердила порядок расчёта и установления платы за данные услуги.

Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.03.2011 № 1968.

Данный подход относит дополнительные платные образовательные услуги к основным видам деятельности.

Хотя ранее они относились к приносящей доход деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за пределами основной деятельности, финансируемой за счёт бюджета.

Таким образом, исходя из позиции органов управления образованием края, получается, что у образовательных учреждений все образовательные услуги должны относиться к основным видам деятельности, причём за некоторые из них можно устанавливать плату с родителей обучающихся.

Вместе с тем данная позиция представляется сомнительной.

Определение основных видов деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности должно осуществляться в соответствии с методическими указаниями Росстата, согласно которым для определения основного вида деятельности необходимо «определить перечень видов экономической деятельности, осуществляемый хозяйствующим субъектом на уровне групп или подгрупп ОКВЭД, и для каждого из видов экономической деятельности вычислить значение критерия, указанного в пункте 2.1. При определении перечня видов экономической деятельности следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе 1 данного Порядка».

Основной вид деятельности учреждения должен быть определён не на уровне класса ОКВЭД, а на уровне групп или подгрупп ОКВЭД.

В то же время следует иметь в виду, что Методические указания устанавливают данный порядок расчёта для формирования сводной официальной статистической информации территориальными органами Росстата и находящимися в его ведении организациями.

Определённый в соответствии с настоящими Методическими указаниями ОВД используется исключительно в статистических целях и не содержит ни прав, ни обязанностей для хозяйствующих субъектов.

О статусе бюджетных и автономных учреждений

В соответствии с законодательством РФ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Аналогичное определение дано и автономным учреждениям (только в этом определении содержится ограничение «иных сфер» случаями, установленными «федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах)».

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность «в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах».

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Таким образом, в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» используется понятие «основные виды деятельности», а в Федеральном законе 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» — понятия «основная деятельность», «виды деятельности, отнесенные уставом к основной деятельности».

Указанные понятия, на наш взгляд, неправомерно отождествлять с используемым в статистических целях понятием «основной вид деятельности».

Таким образом:

— если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в перечне основных, учреждение не вправе вести её за счёт средств субсидий из соответствующего бюджета,

— если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в числе деятельностей, приносящих доход, бюджетное учреждение не вправе их осуществлять за счёт средств, получаемых от физических и юридических лиц.

Аналогичные выводы следуют в отношении автономных учреждений, исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В соответствии Законом об образовании «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».

Такие услуги «не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счёт бюджетных ассигнований… вправе осуществлять на платной основе «образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат…».

Таким образом, на наш взгляд: включение определённых видов деятельности в состав основных видов деятельности бюджетного или автономного муниципального образовательного учреждения означает, что на оказание таких образовательных услуг должна представляться субсидия за счёт средств муниципального бюджета.

Следовательно, вместо платных дополнительных образовательных услуг в случае их включения в состав основных видов деятельности учреждения, должна осуществляться деятельность по выполнению муниципального задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт средств субсидий из муниципального бюджета.

Можно ли взимать плату за услуги в рамках основных видов деятельности образовательных учреждений?

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В отношении общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей возможность платных услуг ограничена одним вариантом: оказанием учреждением дополнительных платных образовательных услуг за пределами образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Данный вывод в полной мере соответствует указаниям Министерства финансов Российской Федерации, данным им органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Указанные рекомендации содержат следующее предписание: «Учитывая, что Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не установлена норма о возможности включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание, рекомендуется выделить их из этого Приложения».

Необходимо вывести платные услуги из государственного (муниципального) задания.

Данный вывод подтверждается и имеющейся судебной практикой в отношении незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, относящихся к учреждениям дополнительного образования.

В частности, в городе Калининград прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Калининграда, в соответствии с которым с 1 февраля 2009 г. вводилась родительская плата за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей — детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств.

Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 26.10.2010 требования прокурора были удовлетворены, а Калининградский областной суд Кассационным определением от 22.12.2010 №33-5833/2010 оставил решение районного суда без изменений.

Возможность установления платы за услуги образовательных учреждений, относимые к основным видам деятельности, всё же существует.

Пункт 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает, что «кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами».

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, за пределами государственного (муниципального) задания автономное или бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать образовательные услуги, относящиеся к основным видам деятельности, за плату.

Причём для бюджетных учреждений порядок установления такой платы определяется учредителем учреждения. Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания утверждён Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898.

Согласно указанному Порядку учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Размер платы определяется на основе расчёта экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учётом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Для федеральных образовательных учреждений определено, что размер платы в расчёте на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчёте на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Такие требования, установленные на федеральном уровне, уже привели к резкому росту платы в ряде вузов и учреждений среднего профессионального образования. Например, в Ульяновском государственном техническом университете стоимость учёбы на технических специальностях возросла с 45 тыс. рублей в год до 112 тысяч.

Де-юре получается возможным выдача лицею или гимназии муниципального задания на 1 класс и набор второго класса на платной основе.

Иными словами, в школах и учреждениях дополнительного образования детей имеется возможность разделения детей на «бюджетников» — обучающихся за счёт средств бюджета в рамках муниципальных заданий, и «платников» — обучающихся за счёт средств их родителей, точно так же, как это уже давно происходит в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

И это будет практическая реализация общераспространенных страхов о превращении образования в платное, вызванных принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Снижение числа бюджетных мест в вузах и рост стоимости за обучение в них на платной основе заставляет всерьёз задуматься об обоснованности таких страхов.

Учитывая негативные социальные последствия и возможность массовых протестов против таких действий, органы местного самоуправления пока не рискуют принимать такие решения. Но это не означает, что с течением времени они не будут приняты.