Вид образовательной программы

Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е. учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы – список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.Дидактическая система Л.В* Занкова

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе­му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Типы и виды образовательных программ: общеобразовательные, профессиональные образовательные, сокращенные, ускоренные

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Сокращенная образовательная программа реализуется в сокращенный по сравнению с установленным учебным планом срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.

Ускоренная образовательная программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения, который предусмотрен учебным планом, в соответствии с его предшествующей подготовкой. При этом сокращенная программа может реализовываться как ускоренная.

Уровни и формы получения образования: понятие, виды образовательного ценза. Подсистемы общего и профессионального образования, их задачи. Семейное образование, самообразование, экстернат.

Форма получения образования – это способ организации образовательного процесса. Классификация форм осуществляется по различным основаниям, в первую очередь в зависимости от того, где учащиеся получают образование: в ОУ или вне его.

В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Уровни образования:

Общее образование(система):подсистемы:

o Дошкольное образование

o Начальное общее образование- это первый этап общего образования у детей

o Основное общее образование- вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов.

o Среднее (полное) общее образование- третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения.

o Дополнительное образование детей- составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Профессиональное образование: подсистемы:

o Начальное профессиональное образование- начальный уровень профессионального образования.

o Среднее профессиональное образование-

o высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе.

§ Бакалавриат- высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра

Магистратура- ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.

· Послевузовское профессиональное образование

o Аспирантура- формa повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёнoй степени кандидата наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

o Докторантура формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

o Повышение квалификации

o Второе высшее образование

o Переподготовка

· Профессиональная подготовка

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом.

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и методы. Причем под образованием, как правило, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы:обучение ивоспитание.

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения.

Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.

Самообразование — это форма индивидуальной учебной дея­тельности сотрудника, мотивированная профессиональными потреб­ностями и интересами, и направленная на приобретение необходи­мых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его лично­сти. Она является составной частью любой другой формы обучения, а также необходимым условием эффективного функциониро­вания системы внешкольной профессиональной учебы в целом.

Самообразование позволяет:

— обеспечить непрерывность и системность деятельности обу­чаемого по овладению профессиональным мастерством;

— максимально учесть индивидуальные особенности и позна­вательные потребности каждого сотрудника;

— решить учебные задачи без отрыва от оперативно-служеб­ной деятельности.

Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май — июнь) аттестаций.
30. Образовательные учреждения: понятие, учредители образовательного учреждения, Устав.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации .

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учредителем образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

4) физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22.2. Виды учебных программ

Программу, рассмотренную выше, называют рабочей. Она включает в себя нормативную, констатирующую и информационно-методическую части. Такие программы представляют собой наиболее распространенный вид учебных программ.

Со времени реализации идеи дифференциации обучения стали появляться и другие виды программ — модульные и гибкие (см. Приложение 2).

Модульные программы, наряду с обычным содержанием, составляющим содержательный стержень курса, включают в себя дополнительные модули (фрагменты) содержания, которые учитель но своему усмотрению может присоединять к основному содержанию курса.

Модули представляют собой специальное содержание, также сгруппированное в отдельные темы с указанием времени их изучения. В зависимости от направления и подготовки учащихся учитель может выбрать модуль и присоединить его к основному содержанию, а отдельные вопросы основного курса, не оказывающие существенного влияния на подготовку учащихся, могут быть исключены.

Типично модульной является программа для 10-11 классов школ технического профиля. Она, как и традиционная программа, содержит нормативную, констатирующую и информационно-методическую части. Основное различие состоит в структуре констатирующей части. Если в традиционной программе она едина, то в модульной делится на систематическую и модульную. Систематическая часть констатирующей части представляет собой традиционно построенное содержание, рассчитанное на определенный уровень усвоения учащимися химии. Модульная же часть включает содержание, определяющее профиль обучения и его направление.

Подготовка учащихся в разных профильных школах может существенным образом различаться. Поэтому и химическая подготовка не может быть одинаковой, различие отражено в модулях.

Подготовка учителем модулей нацелена на создание такой программы по химии, которая наилучшим образом согласуется с профилем и направлением подготовки учащихся. Однако могут возникнуть ситуации, при которых ни один из разработанных модулей не сможет удовлетворить учителя. В этом случае он сам может разработать необходимый модуль по образу и подобию уже существующих.

Таким образом, основная цель модульных программ — предоставить возможность учителю химии лучше приспособить преподавание предмета к условиям профильного обучения в конкретной школе.

Важно обратить внимание на особенности нормативной части в модульной программе. Требования к результатам усвоения материала учащимися составлены лишь к систематической части. В рассматриваемой программе они не превышают требований базового уровня. Требования к усвоению учащимися содержания модулей учителя должны определить самостоятельно, исходя из специфики подготовки.

В модульной программе некоторые особенности имеет время изучения тем. Необходимость включения в основное содержание программы модуля требует от учителя пересмотра и уточнения времени их изучения. В этом случае нормативом может служить лишь время изучения курса в целом.

Особенность гибких программ состоит в том, что содержание в них не детализировано. Оно лишь называется, но не разбивается на темы. В таких программах отсутствует практическая часть. Программу составляют цели и задачи курса, требования к результатам обучения и общий перечень содержания. Предполагается, что на основе гибкой программы учитель составит свою учебную программу, которая будет отражать специфику того учебного заведения, где он работает. Единственным нормативом в гибкой программе служат требования к результатам обучения, которые необходимо реализовать в практике (см. Приложение 2).

Гибкие программы в наибольшей мере предоставляют простор для творчества учителя и менее всего регламентируют его деятельность.

Вопросы и задания

  • 1. Что представляет собой информационно-методическая часть программы? Какие рубрики могут ее составлять?
  • 2. Являются ли положения, записанные в информационно-методической части программы, нормативом? Ответ поясните.
  • 3. Перечислите встречающиеся виды программ по учебному предмету. Объясните особенности построения модульной программы.
  • 4. Объясните построение гибкой программы. Чем гибкая программа отличается от рабочей программы?