Все о переходном возрасте

Кризис периода взросления у подростка

Кризис периода взросления — перестройка внутреннего переживания, проявляющаяся изменением потребностей, движущих поведением подростка и определяющая отношение подростка к среде. Суть кризиса — в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка людей). Обнаруживаются трудновоспитуемость, ухудшение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям, падение работоспособности, усиливается конфликтность. Выраженность этих проявлений различна. Границы начала и конца кризиса неотчетливы. Тип протекания кризиса определяют условия жизни. Взрослеющий подросток теряет интересы, еще вчера направлявшие его деятельность. Переход в интеллектуальной деятельности от наглядности к пониманию и дедукции сопровождается временным снижением работоспособности. Кризис может спровоцировать различные формы нервно-психических расстройств. У 20% населения наблюдается осложненное и бурное протекание пубертата.
Кризис идентичности является реакцией на изменения, происходящие в организме, на несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своих знаниях и умениях в новом статусе. Подросток мучается вечными вопросами: что он представляет собой и как к нему относятся окружающие. Именно в связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных. Неуверенность, чувство неполноценности, депрессия, суицидальные намерения и тревога, возникающие в связи с этими переживаниями, могут привести к страху потери телесного и психического единства, неопределенности жизненных целей, выбора профессии, круга друзей и сексуального поведения.
Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, отца или в форме побегов. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам. Протест может также проявляться в алкоголизации, наркотизации или вступлении в неформальные группы. Этот кризис нередко препятствует процессу созревания личности, приводит к противоправному или суицидальному поведению.
Кризис в форме деперсонализации и дереализации проявляется изменениями восприятия своего душевного и телесного «Я», а также других людей и окружения. Деперсонализация — кажущееся изменение действительности или утрата реальности. Для нее характерно чувство отчуждения и беспокойство в связи с пониманием неадекватности своих эмоций. При этом окружающее меняется, кажется чуждым, неясно воспринимаемым. Всё видится удаленным, тусклым, неживым, предметы — странными, ненастоящими, а люди — подобными марионеткам. Жизнь представляется застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения. Тело кажется незнакомым, плохо управляемым. При изменении восприятия психического «Я» говорят о том, что себя воспринимают как во сне, что действуют механически. При этом мысли разбегаются, собственный голос лишается ясности. Теряются чувства, в особенности к близким людям («любят только в мыслях, а не сердцем»).
Кризис в форме дисморфомании проявляется болезненной поглощенностью своего, якобы имеющегося телесного дефекта. Переживания связаны с тем, что подросток изменяется, удлиняются черты лица, размеры тела либо чрезмерно увеличиваются, либо оказываются слишком малыми, нарушается осанка, изменяется кожа и т. д.
Кризис, проявляющийся ипохондрией, то есть сосредоточенностью на собственном здоровье, может возникнуть у подростка в связи с возрастными функциональными изменениями, субъективно воспринимаемыми, как слабость, утомляемость, нарушения дыхания, неприятные ощущения или боли в груди, в животе, в голове. Все это приводит к объяснению происходящего болезнями, которые в реальности не существуют.
Кризис в форме нарушений пищевого поведения. Наиболее часто встречается нервная анорексия, для которой характерны отказ от пищи; падение массы тела не меньше, чем на 15%; удаление съеденного (рвотами, слабительными); подавление аппетита и чрезмерные физические нагрузки; искаженное представление о своем тела и страх перед полнотой; возникновение аменореи у девушек, потеря либидо и потенции у юношей; задержка или отсутствие пубертатного метаморфоза. Реже наблюдается психическая булимия, проявляющаяся озабоченностью едой, непреодолимой тягой к пище и перееданием; противодействием ожирению; страх.
Болезненное мудрствование характеризуется однообразной абстрактной интеллектуальной активностью, постоянным обдумыванием вечных проблем: бесконечности, любви, смысла жизни и т. д. Философствование на отвлеченные темы сочетается с бесплодной критикой авторитетов, иногда отчуждением от близких, уходом в свой внутренний мир. Постоянные размышления, рассуждения, отражающиеся в дневниках и записках, ярко эмоционально окрашены.
Суицидальное поведение (мысли о нежелании жить, намерения и действия, предпринимаемые с целью покончить с собой) у подростков своеобразно, так как связано с тем, что смерть, хотя подростками и признается универсальным и необратимым явлением, однако воспринимается как нечто, прямо не касающееся их личности. Поэтому даже их демонстративное аутоагрессивное поведение, не нацеленное на смертельный исход, может быть опасным для жизни. Этиология попыток к самоубийству чаще определяется обстоятельствами жизни, а не психопатологией (например, депрессией). Мотивы их суицидального поведения, с точки зрения взрослых, не существенны. Провоцируют суицидальное поведение конфликты самооценки, неудовлетворенность своей внешностью, одиночество, нарушение межличностных отношений, особенно с представителями противоположного пола, действительная или мнимая утрата родительской любви, смерть родителей, желание вызвать сочувствие. Суицидальные попытки у подростков могут быть импульсивными, связанными с ситуацией или результатом длительных конфликтов. Обычно такое поведение сочетается с другими видами аутодеструкции: повреждениями тела, алкоголизацией, наркотизацией. Риск самоубийства повышается у больных с депрессией, бредом; у неустойчивых, психастенических и истерических личностей; у подростков с психогенными заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, переживающих экстремальные ситуации; из конфликтных семей, имеющих психически больных родственников, особенно с суицидами; страдающих уродующими или затрудняющими социальную адаптацию заболеваниями.
Кризис в форме асоциального поведения. Подростки, стремясь к самостоятельности, пытаются освободиться от семейных уз, группируются со сверстниками, предаются совместным увлечениям. Их поведение нередко становится асоциальным или делинквентным (противоправным). Этому способствуют отсутствие надзора, семейная и педагогическая запущенность. Виды нарушенного поведения различны. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, характеризуется антисоциальными или агрессивными поступками (воровством из дома, разрушением вещей членов семьи, жестокость к ним), совершаемыми в семье. Несоциализированное расстройство поведения — антисоциальное или агрессивное поведение (непослушание, конфликтность, жестокость, агрессивность, вспышки гнева, грубость, разрушение имущества) изолированного, отвергаемого или не популярного подростка. Социализированное расстройство поведения проявляется в антисоциальных или агрессивных поступках в виде краж, нанесения ущерба чужому имуществу, хулиганства, вандализма, нанесения телесных повреждений, сексуального насилия, совершаемых группой подростков.
Течение и прогноз кризиса взросления зависит от механизмов, лежащих в основе нервно-психических и психосоматических нарушений, а также от имеющейся симптоматики, дезадаптировавшей подростка. В 30-40% случаев кризис завершается нормализацией. В других случаях кризис осложняется неврозом, психосоматическими расстройствами, личностными нарушениями, алкоголизацией, наркотизацией или психозом.
Лечение кризиса взросления. В связи с разнообразием проявлений кризиса взросления терапия требует индивидуального подхода, ориентации на преобладающие расстройства. Наиболее адекватное вмешательство — индивидуальная и групповая (семейная) психотерапия. Его эффективность зависит от правильной оценки семейных отношений, предшествующей жизни, актуальной ситуации, своеобразия личности, переживаний телесных изменений и психопатологии.
Диспансеризация. Подростки с благоприятно протекающим взрослением относятся к группе Д-1, при патологическом пубертатном кризе — к Д-3, а те, у кого взросление — фон начинающихся психических расстройств, подлежат лечению.
Экспертиза. В зависимости от тяжести протекания кризиса подростки относятся к 3-5-й группам здоровья. Они требуют профилактических мер в форме индивидуальной и групповой психотерапии, регулирования учебной, физической и производственной нагрузки.

Трудности переходного возраста

Мы, родители, любим своих детей. Но, родителями нас быть не учили, и, порой, мы не понимаем, что с ними происходит. Иногда это похоже на театр боевых действий. Но как договориться?! Речь пойдет об этом.

Однажды в делах успешного школьника или школьницы лет, эдак, тринадцати, все начинает идти не так. Трудности переходного возраста, которыми пугали родителей, наконец, наступили. Успеваемость стремительно падает, кружки по интересам перестают быть интересны, социальные сети и прочие прелести интернета затягивают, словно болото, из которого точат только уши. Впрочем, они тоже не слышат эмоциональных призывов учиться, учиться и еще раз учиться, иначе никуда не поступишь и загремишь в армию или никто замуж не возьмет (кому что предназначено в страшных снах родительского апокалипсиса). Еще недавно ласковый и послушный ребенок, вдруг начинает грубить ни с того ни с сего, вызывая панику и беспомощность у старших.

Родители, встречаясь с этим явлением, оказываются дезоринтированны. Возникает тревога. Выясняется, что старые методы перестают работать, привычное управление ребенком дает сбой. Напрашивается простой вывод: надо жестче, навести порядок, вправить мозги, наказать. В результате получается еще хуже. Самое время успокоится, разобраться в том, что же происходит на самом деле.

А, на самом деле очередной возрастной кризис, который возник не просто так. Меняется тело, меняется мышление. Взросление происходит не плавно, а скачками. Подростковый возраст, это очередной, очень заметный такой скачек. Внутренняя система взглядов меняется и перестает отражать действительность. Ребенок перестраивает свое поведение.

Каждый период взросления должен сопровождаться перестройкой родительского отношения. Очень часто мама и папа не замечают или не хотят замечать эти изменения, и возникает кризис непонимания. Ребенок стал другим, он вырос, а отношение родителей осталось таким же, каким оно было раньше. Он активно ищет свое место под солнцем среди себе подобных. Меняются приоритеты на фоне перестройки возможностей мышления и пробуждающейся сексуальности. Теперь он способен понимать скрытые мотивы поведения, в том числе, собственных родителей, и это не всегда вызывает положительные эмоции. Например, он внезапно может осознать, что очередной всплеск негодования по поводу плохих отметок в школе вызван не столько заботой об успеваемости, сколько неприятными эмоциями от общения с учительницей.

Кризис, это всегда возможность. В три года ребенок меняет свое поведение, выделяя себя из окружающего мира, подросток стремится к самостоятельности на другом уровне. Кризис это сигнал о том, уже нет соответствия между внутренним и внешними мирами. Он должен ставить под сомнение прописные родительские истины, иначе не научится самостоятельности. Кризис, это много чувств. Это страх не справится, не найти достойного места, это непонимание своего меняющего тела, вызывающее стыд, особенно у девочек, это агрессия, без которой невозможна никакая самостоятельность. Не понимая эту гамму чувств подростка, родители добавляют ему трудностей. Он может стать еще более агрессивным, может наоборот, замкнуться и впасть в депрессивное состояние.

Родители поразительно быстро забывают свой детский опыт, как будто и не было собственных мучительных переживаний первой влюбленности, неудержимого стремления к самостоятельности, сдерживаемого страхом неизвестности, томительного непонимания собственного взрослеющего тела, которое просто и точно передал Киплинг в сказке про Маугли.

Быть родителем сложно. Надо думать о материальном, а это требует успешной карьеры или просто хорошего заработка. Достойно содержать детей сегодня — не простая задача, требующая много сил. Возможные проблемы с партнером, страхи за будущее детей и страхи за свою состоятельность, импульсивность: хочется реагировать спокойно и разумно, а эмоции берут власть и в результате срыв, понятно, что не прав, но что-то мешает извиниться и зря, авторитет от этого только повышается. Да мало ли житейских трудностей у каждого из нас? Хорошо бы понимать, что не так у себя, уметь ориентироваться в собственных чувствах. Если с собой не в ладах, то и трудности сына или дочери заметить трудно. Воспитание основано на простой формуле: делай как я. Подросток всегда будет держать в уме ваш пример, хороший или плохой, но только ваша реальность имеет для него решающее значение. Если вам сильно хочется учить ребенка уму разуму, воспитывать, то, скорее всего, вы плохо справляетесь с собственной жизнью.

Характерный сигнал этого, завышенные ожидания от ребенка. «Я знаю, что и почему не получилось у меня и научу этому ребенка». Родители этим буквально сковывают его по рукам и ногам. Он не готов к дополнительной ответственности и не должен нести этот груз, потому, что это очень часто заставляет отказаться от собственных интересов и склонностей, порой, едва уловимых. Как слабые ростки, они с трудом пробиваются к свету осознания, их так легко не заметить и загубить, что приведет потом к печальным последствиям такой же, как у родителя, неудовлетворенности. Надо понять и принять для себя очень простую вещь — ребенок Другой, он не продолжение родителя, он имеет право на собственный выбор, сделать который опытный взрослый может помочь. А еще доверие, которого часто катастрофически не хватает подростку. Не верят они в его способности и сознательно или не очень, транслируют это недоверие, культивируя в нем то, что А. Адлер назвал «комплексом неполноценности». Приятного мало, просто еще один стимул протеста и агрессии.

В общем, нашла коса на камень, и получается вместо сотрудничества и подлинного контакта — противостояние. А, в результате трудности пубертата подросток вынужден преодолевать сам, без помощи растерянных родителей. Хочется убежать или защищаться, но куда же от них убежишь?

Впрочем, все же, убегают, в соц. сети, в игры, на улицу, в сообщества, в себя… Вытащить их можно уважением, доброжелательностью, поддержкой, а не приказами наказаниями. Этим эмоциональный контакт не наладишь. Наказания усиливают отчуждение и непонимание. Никакой подросток заведомо не хочет быть плохим. Не хватает опыта, порой, страшно. Подросток даже не всегда это понимает, впрочем, взрослый тоже. Наказаниями родители пытаются продавить свои представления, о том, что ребенок должен делать, разумеется, во имя его же блага. Но при этом они его не слышат. Могут даже обесценивать: «ерунда, не бери в голову», «что ты переживаешь из такой мелочи». Ребенку трудно, столько всего нового незнакомого и эмоционального в расширяющихся день ото дня контактах, а родители по-прежнему только требуют. Эмоциональный разрыв увеличивается.

Стремление к самостоятельности, к которому подталкивают отношения со сверстниками, страх неудачи, уроки, чувство влюбленности, порой, напрочь отбивающее способность соображать — со всем этим сложно справится. Нужна поддержка. Но даже с этим достучаться трудно, потому, что идет внутренняя работа, и подросток не готов делится, хочет сначала разобраться сам. Назойливое внимание лишь раздражает. И здесь важно дать понять, что вы на его стороне и готовы помочь в любую минуту, и еще вы ему доверяете. Все это придает уверенности, он не один, рядом любящие родители, а не назойливые контролеры, готовые оштрафовать за провинность. Почувствовав, что вы уважаете его личное пространство, он не будет противостоять, и, возможно, захочет открыться. Надо дать понять, что вы в одной команде.

Даже плохие взаимоотношения между родителем и подростком можно улучшить, но только при одном условии: если есть настоящая заинтересованность родителя. Настоящая, это когда он готов идти на компромиссы, готов искать контакт с ребенком всеми возможными способами. Только вот, положа руку на сердце, есть ли такая заинтересованность? В близких отношениях нет места фальши. Дети это всегда чувствуют. Можете ли вы быть опорой своему ребенку? Эмоциональный контакт требует душевных сил, открытости, собственной цельности. Если это есть, ребенок обязательно будет тянуться, брать пример, собственно, это и есть воспитание.

Бывает, что женщина не имеет развитого достаточно материнского инстинкта. Тогда она сознательно сохраняет дистанцию (я писал об этом в статье «Двойной посыл «плохой» матери»). Усталость, заботы, проблемы отношения с партнером отстраняют от ребенка, превращая общение в бытовое, только по делу. Ребенок привыкает к этому. Будучи подростком, он может исключить вас из круга лиц, которым доверяет. И тогда вернуть близость будет очень не просто. Отношения, это процесс, он складывается из многих составляющих, и его основа — доверие. И пусть это звучит странно, но доверие собственного ребенка тоже приходится заслуживать. Для этого с ним надо быть честным, и тогда он простит любые ваши ошибки, потому что уважает.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Понятие подросткового возраста

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

Родители и подростки: рекомендации

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!