Вступления России в ВТО

Содержание

Всемирная торговая организация

У этого термина существуют и другие значения, см. ВТО (значения).

World Trade Organization (англ.)
Organisation Mondiale du Commerce (фр.)
Organización Mundial del Comercio (исп.)

Государства-члены ВТО Государства-члены ВТО, представленные также через Европейский союз Наблюдатели Не члены ВТО

Членство

164 (161 международно признанное государство, Китайская Республика, Гонконг и Европейский союз)

Штаб-квартира

Женева, Centre William Rappard

Тип организации

международная организация

Официальные языки

английский, французский, испанский

Руководители

Генеральный директор

Роберту Карвалью ди Азеведу

Основание

Дата основания

1 января 1995 года

Число сотрудников

  • ▲640 чел. (2018)

wto.org

World Trade Organization (англ.)
Organisation Mondiale du Commerce (фр.)
Organización Mundial del Comercio (исп.) на Викискладе

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося тем не менее международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность, исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 года будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен. В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Роберту Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 600 человек.

На 26 апреля 2015 года в ВТО состояли 162 страны.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

— Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей; — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам. Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено десять таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему советом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Орган по разрешению споров

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Отдельные решения

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

  • Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)
  • Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)
  • Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Вступление и членство в ВТО

Основная статья: Вступление и членство в ВТО

В ВТО 162 участника, в том числе: 158 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны и ВТО

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

  • Кыргызстан, 20 декабря 1998 года (133-й член ВТО).
  • Латвия, 10 февраля 1999 года (134-й член ВТО).
  • Эстония, 13 ноября 1999 года (135-й член ВТО).
  • Грузия, 14 июня 2000 года (137-й член ВТО).
  • Литва, 31 мая 2001 года (141-й член ВТО).
  • Молдова, 26 июля 2001 года (142-й член ВТО).
  • Армения, 5 февраля 2003 года (145-й член ВТО).
  • Украина 16 мая 2008 года (152-й член ВТО).
  • Россия, 22 августа 2012 года (156-й член ВТО)
  • Таджикистан, 2 марта 2013 года (159-й член ВТО).
  • Казахстан, 30 ноября 2015 года (162-й член ВТО).

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан. В 2013 году Туркменистан выступил с инициативой о вступлении в ВТО. В 2016 году Беларусь начала активные переговоры по вступлению в ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Основная статья: Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года — в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года — в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

10 июля 2012 года — законопроект принят Государственной Думой.

18 июля 2012 года — законопроект одобрен Советом Федерации.

21 июля 2012 года — закон подписан Президентом Российской Федерации.

23 июля 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

22 августа 2012 года — согласно сообщению Паскаля Лами — Генерального директора ВТО, Россия с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц ВТО.

Официальные отчеты о результатах присоединения России к ВТО

Отчет Счетной Палаты РФ «О промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики». (Исследуемый период: 2012 год. Сроки проведения исследования: с 22 мая 2012 года по 29 марта 2013 года).

Цели вступления России в ВТО

Основными целями вступления России к ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствии с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций: Санкции США против Кубы, Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года.

Примечания

  1. WTO | Understanding the WTO — members
  2. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000260592
  3. The Doha agenda (англ.)
  4. http://www.wto.org/english/tratop_e/dda_e/negotiating_groups_e.pdf
  5. Understanding the WTO: What We Stand For
  6. 1 2 ВТО. Члены и наблюдатели ВТО (недоступная ссылка). Проверено 16 сентября 2009. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  7. 1 2 3 Справочник ВТО (недоступная ссылка)
  8. Россия стала 156-м полноправным членом ВТО
  9. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 42
  10. 1 2 whatis_e/tif_e/fact2_e.htm # seebox принципы торговой системы, ВТО официальный сайт
  11. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 43
  12. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 44
  13. 1 2 what_stand_for_e.htm Понимание ВТО: То, что мы стоим за
  14. 1 2 WTO: 2012 PRESS RELEASES PRESS/668 23 July 2012 PRESS RELEASE: Lamy hails Russia’s WTO accession ratification
  15. Україна стала 152-им членом СОТ — Офiцiйне представництво Президента України Архивная копия от 17 марта 2013 на Wayback Machine
  16. Туркменистан намерен вступить в ВТО
  17. Заседание Кабинета Министров Туркменистана
  18. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2
  19. Женева, Протокол от 16 декабря 2011 года «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
  20. Карточка Законопроекта № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
  22. Отчет Счетной Палаты РФ
  23. Гуляев Г. Ю. Расширение конкуренции в условиях ВТО // Теоретическая экономика. — 2014. — № 6. — С. 60-72.
  24. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55.
  25. Previous GATT and WTO Directors-General. WTO. Проверено 21 мая 2011. Архивировано 15 октября 2012 года.

Ссылки

Фото и Видео на Викискладе

Фото и Видео в Викиновостях

Раздел ссылок нуждается в переработке. Пожалуйста, удалите возможную рекламу и проверьте, все ли ссылки отвечают правилам.
  • экспертные заключения и последствия вступления России в ВТО (англ.) (исп.) (фр.)
  • Сайт ВТО (англ.) (исп.) (фр.)
    • Understanding the WTO (англ.)
  • Россия и Всемирная Торговая Организация
    • Соглашения ВТО
    • Список членов ВТО
    • Переговоры по присоединению России к ВТО в области сельского хозяйства
    • Переговоры по товарам
    • Переговоры по присоединению России к ВТО в области услуг
  • Адуков Р. Х. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // «Экономика АПК: проблемы и решения», 2006
  • Глобальный передел
  • Всемирная торговая организация — материалы по теме на сайте «Таможенный Союз — независимое обозрение»
  • Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55
  • Статьи и выдержки из статей о вступлении в ВТО (преимущественно критика)
  • Актуальное интервью директора информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского
  • Анализ последствий вступления России в ВТО за 4 дня до вступления (18.08.2012)

В социальных сетях

Фото, видео и аудио

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNC: a10981585 · BNE: XX4574846 · BNF: 12341756k · GND: 2145784-0 · ISNI: 0000 0001 2296 2735, 0000 0001 0274 6736 · LCCN: no94018277 · NDL: 00577475 · NKC: kn20010711437 · NLA: 35451455 · NUKAT: n97001289 · LIBRIS: 135910 · SUDOC: 032375824 · VIAF: 153400694 · ULAN: 500292980 · WorldCat Identities (via VIAF): 153400694

Государства-члены ООН

  • Азербайджан Азербайджан
  • Армения Армения
  • Белоруссия Белоруссия
  • Грузия Грузия
  • Казахстан Казахстан
  • Киргизия Киргизия
  • Латвия Латвия
  • Литва Литва
  • Молдавия Молдавия
  • Россия Россия
  • Таджикистан Таджикистан
  • Туркмения Туркмения
  • Узбекистан Узбекистан
  • Украина Украина
  • Эстония Эстония

Частично признанные государства

  • Республика Абхазия Республика Абхазия ¹
  • Южная Осетия Южная Осетия ¹

Непризнанные государства

  • Приднестровская Молдавская Республика Приднестровская Молдавская Республика
  • НКР НКР
  • ДНР ДНР
  • ЛНР ЛНР

Прекратившие существование государства

  • Республика Гагаузия Республика Гагаузия ²
  • Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия ³
  • Республика Крым Республика Крым

Международные
организации

  • СГРБ
  • СНГ
    • ЭС
    • МГБ
    • ЗСТ
  • СНГ-2
  • ОДКБ
  • ЕАЭС
    • ТС
    • ЕЭП
  • ГУАМ
  • БА
  • МАК

Прекратившие существование ЦАС ЕврАзЭС

Примечания: ¹ первое признание государством-членом ООН в 2008 году; ² официально — реинтегрирована мирно и вошла в состав Молдавии в 1994 году как АТО Гагаузия Гагаузия, но см. молдавско-гагаузский конфликт; ³ реинтегрирована силой

Вступление России в ВТО является важным и серьезным шагом для страны в целом. Благодаря этому событию внешнеэкономическая деятельность России станет более стабильной и предсказуемой, в результате чего вполне можно ожидать притока инвестиций из-за рубежа. Таким образом, существует вероятность, что курс российского рубля станет менее волатильным.

На сегодняшний день Российская Федерация – неотъемлемая часть мирового сообщества. И, несмотря на то, что каждая страна развивается по индивидуальному пути экономического и политического развития, она не может быть в стороне от процессов, происходящих вне ее границ. Современный мир диктует свои условия, и любое государство вправе самостоятельно решать, принимать их или нет. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития .

Итак, 23 августа 2012 года Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации, но до сих пор вокруг этого знаменательного события ведутся бурные споры, не утихающие ни на минуту. Эксперты и аналитики высказывают настолько разные мнения, что в некоторых случаях вывести что-то среднее, близкое к действительности, просто невозможно. Одни предвещают полную гибель экономической системы страны и порабощение ее западными капиталистами (последнее высказывание особенно интересно), другие же полагают, что с ВТО Россию ждет светлое будущее – в богатстве и процветании.

На самом же деле делать сегодня какие-то решающие выводы еще слишком рано, однако, как и все в этом мире, вступление России в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные стороны, которые со временем обязательно себя проявят. Тем не менее, попробуем разобраться, что же предположительно ждет нашу страну в ближайшем будущем .

Плюсы присоединения России к ВТО

Многие эксперты считают снижение таможенных пошлин на импортные товары положительным моментом для российской экономики: в результате многие импортируемые товары станут дешевле, что заставит иностранные компании более активно работать на отечественном рынке, создавая, таким образом, здоровую конкуренцию. Это в свою очередь повлечет за собой снижение стоимости товаров отечественного производства, что, конечно, малоблагоприятно для производителя, зато население от этого может только выиграть .

Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли. Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.

Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров). Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже).

Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.

Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей.

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга .

Итоги присоединения России к ВТО

Резюмируя данные проведенного анализа, отметим, что вступление России во Всемирную торговую организацию – это сложный и противоречивый процесс, оказывающий неоднозначное влияние на экономику государства.

Наличие положительных и отрицательных последствий вступления Российской Федерации в ВТО требует дальнейшего глубокого и детального изучения. После присоединения к ВТО не следует ожидать ни немедленных позитивных, ни немедленных негативных результатов.

Эффекты от присоединения обычно начинают ощущаться не менее, чем через пять лет. При том условии, что последствия тех или иных действий достаточно сложно оценить, следует четко осознавать риски социального и экономического характера, с которыми связано выполнение Россией перечня требований, обусловленных вступлением в ВТО.

Эти риски отягощаются сложностями институционального характера, которые существуют в национальной экономической системе, что сильно ограничивает возможности государства их минимизировать .

По данной теме можно сделать вывод о том, что вступление России в ВТО значительно повлияло на сельское хозяйство, промышленность и другие производства. Возник ряд проблем, таких как: безработица, поднятие цен на транспорт и ЖКХ, а в будущем платная медицина и образование.

Список литературы

1. Вступление России в ВТО — плюсы и минусы . – Режим доступа: http://provincialynews.ru/publ/ehkonomika/vto/vstuplenie_rossii_v_vto_pljusy_i_minusy/ 22-1-0-144 (дата обращения: 10.12.2014).

2. Железин А.В. Первые итоги вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) . – Режим доступа: http://www.gramota.net/mate-rials /1/2014/1/9.html (дата обращения: 10.12.2014).

3. Калинич Е.В. Вступление России в ВТО. Плюсы и минусы . – Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/14/vstuplenie-v-vto (дата обращения: 10.12.2014).

4. Россия в ВТО: плюсы и минусы . — Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru/570.html (дата обращения: 10.12.2014).

Вступление России в ВТО

История присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.

Условия присоединения России к ВТО

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Уступки России при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.

Доступ на рынок

В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.

Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

Авиасборы

Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.

Пошлины

В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5—10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.

Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3—5 %; на импортную одежду на 2,5—5 %; на новые автомобили-иномарки — до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее 2 евро.

В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года

Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.

Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн — в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.

По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.

Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».

«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.

Что дали России пять лет членства в ВТО

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эксперты оценивают последствия вступления России в ВТО как нейтральные

В этот вторник исполнилось пять лет со дня вступления России во Всемирную торговую организацию. 22 августа 2012 года Россия после 18 лет переговоров стала 156-ой страной — членом ВТО.

Москва тогда взяла на себя ряд обязательств, которые должна была постепенно выполнять в последующие годы. Среди них — снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары, иностранные лекарства и медоборудование, химическую продукцию, автомобили и другие товары.

В ответ страны, входящие в ВТО, должны были снять или снизить ограничения на импорт российской продукции.

  • Россия пожаловалась в ВТО на Украину из-за санкций
  • ВТО признала незаконным запрет России на ввоз свинины из Евросоюза
  • Украина подала в ВТО иск к России по поводу вагонов и стрелок

Пять лет назад у чиновников были довольно позитивные ожидания относительно последствий вступления России в ВТО. Минэкономразвития прогнозировало снижение цен на многие продукты питания, лекарства, одежду, мебель, автомобили и другие товары. Андрей Белоусов, который тогда занимал пост министра экономического развития, рассуждал о том, что вступление в организацию улучшит деловые отношения России со многими странами, например, с Китаем.

Глава Комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов России Алексей Кудрин объяснял, что вступление в организацию поможет повысить конкурентоспособность экономики страны и стимулировать ее развитие.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов рассказать, как пять лет членства России в ВТО повлияли на российскую экономику. Эксперты в большинстве своем отмечают, что эффект был не очень заметен, так как пересилили другие факторы — война санкций со странами Запада, падение цен на нефть и девальвация рубля.

Это мнение подтверждают и в министерстве экономического развития России. «В среднесрочной перспективе никакие серьезные изменения, негативные последствия для отраслей в связи с членством в ВТО не прогнозировались. Что и произошло. Ситуация в экономике определялась иными факторами, так будет и в дальнейшем», — рассказал в интервью РИА Новости директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков.

Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

«Вопрос о последствиях присоединения России к ВТО невозможно рассматривать вне вопроса о нынешнем состоянии экономики России. Это состояние, как мы знаем, довольно тяжелое.

Когда Россия присоединялась к ВТО, у переговорной делегации было ощущение, что вот-вот начнутся серьезные экономические реформы, а прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила. Для экспорта нефти и газа не нужно быть членом ВТО.

После кризиса 2008-2009 годов у нас было самое серьезное падение внешнеторгового оборота среди стран двадцатки. Потребление углеводородов в мире уменьшилось, и мы очень сильно просели в экспорте.

Тогдашняя глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала, что если мы хотим иметь положительное сальдо торгового баланса, нам нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

То есть нужно изменение модели экономики, развитие хайтека. Только в таком случае можно было получить выгоду от членства в ВТО. Тогда говорили, что значительные позитивные последствия для экспорта можно будет ощутить уже через 7-10 лет после вступления. Но пока, к сожалению, этого эффекта мы даже не предвидим.

Пока мы ощутили лишь небольшие выгоды. В частности, от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта (например, стали или транспортных услуг) на внешних рынках: в Евросоюзе, в Китае, в США. Но основной эффект ощущается, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.

Также мы стали участвовать в многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. На последних министерских конференциях — на Бали в 2013 году и в Найроби в 2015 году — мы вели себя достаточно продуктивно и способствовали достижению компромисса между участниками.

О негативных последствиях присоединения к организации вряд ли можно говорить, поскольку все причины нынешнего состояния экономики России находятся внутри, и ВТО не оказывает никакого эффекта.

Торговые споры с Россией, которые были начаты после вступления, — это обычный рабочий процесс для членов ВТО. Одновременно идут десятки споров между ЕС и Соединенными Штатами на миллиарды долларов: например, по гражданскому авиапрому. Это обычная рутинная вещь, никакой политики здесь нет».

Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС

«Последствия от вступления в ВТО — минимальные: ни большого плюса, ни большого минуса. Само по себе присоединение не сильно меняло обязательства России, которые она и так на себя взяла.

Подготовка к ВТО растянулась на 20 лет и уже подразумевала большое количество изменений в торговой политике. При непосредственном присоединении они были частично дополнены. Поэтому никаких значительных эффектов от этого ожидать было нельзя, хотя в целом эффект положительный. Его можно оценить в несколько десятых долей процентного пункта ВВП.

В условиях санкций ВТО стало ограничением для партнеров по введению более значительных защитных мер, поскольку теперь Россия может оспаривать меры, явно противоречащие нормам организации. Если бы Россия не была членом ВТО, то торговых ограничений было бы, на мой взгляд, намного больше.

Санкции западных стран и контрсанкции России сделаны с поправкой на статью генерального соглашения о тарифах и торговле, где говорится, что по соображениям национальной безопасности государства вправе вводить ограничения. Просто обычно этой статьей не злоупотребляют. Но в данном случае именно на нее ссылаются и Европа, и Россия, и никто эти санкции даже не оспаривает. То есть ВТО говорит, что если некоторые вещи вызваны политическими вопросами, то она в это дело не вмешивается».

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

«Итоги подвести достаточно сложно. За последние годы случились события существенно более важные, чем вступление России в ВТО, а именно санкции, падение цен на нефть и так далее. В сумме это больше, чем положительная или отрицательная оценка вступления России в ВТО.

Я бы оценил вступление России в ВТО нейтрально — ни положительно, ни отрицательно. Действительно вступление в ВТО дает плюсы металлургам, которые составляют порядка 10% российского экспорта, что, в общем, немало. Это позволяет им лучше отстаивать свои интересы, избегать произвольных санкций, любые претензии к ним по квотам можно годами затягивать в судах.

С другой стороны, Россия теряет по сельскому хозяйству, потому что она вступила в очень невыгодных для себя условиях. На условиях, что возможная поддержка Россией сельского хозяйства ниже, чем в какой-нибудь Швейцарии при существенной разнице в населении.

Тем не менее, надо понять, что для России как экспортера сырья проблема ВТО второстепенна. Она важна для стран, которые продают на внешний рынок что-то вещественное — продукцию машиностроения, станки, металлы. У России 70% экспорта — это сырая нефть и газ.

В этом смысле, если бы мы усиленно конкурировали с Германией по экспорту машин и станков, то членство в ВТО могло бы быть серьезно для нас важно. Но так как мы продаем сырую нефть и газ, то это особо неинтересно.

Я не хочу сказать, что членство в ВТО не нужно. Я хочу сказать, что это фактор глубоко второстепенный».