Выезд за границу МВД

Руководство МВД наказывает полицейских за выезд в отпуск за границу

Несколько сотрудников полиции были уволены в последнее время из органов внутренних дел из-за того, что отдыхали за границей, но не поставили об этом в известность свое руководство. Причем, согласно закону, не на всех из них распространялись ограничения, которые запрещают полицейским выезд за рубеж.

Реклама

Так, 27 марта нынешнего года был уволен командир взвода ДПС ГИБДД по Южному округу Москвы за то, что «указал в рапорте на имя руководства заведомо ложную информацию о местах отпуска в 2016 году и выезжал в Болгарию и Доминикану» (копия приказа об увольнении есть в распоряжении «Газеты.Ru»). А его коллега,

сотрудник ГИБДД по Ленинградской области, который проходит службу в Сосновом Бору, пошел на ухищрение и съездил в отпуск в Тунис по загранпаспорту брата-близнеца.

После этого региональное управление ФСБ возбудило в отношении него уголовное дело за незаконное пересечение государственной границы России.

Аналогичные истории случались и ранее. Так, в 2014-2015 годах взрывотехник СОБРа УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу, который имел допуск к совершенно секретным сведениям, неоднократно выезжал на отдых за границу — побывал в Турции, Вьетнаме и Египте. При этом своему командованию он сообщил, что каждый раз ездил в Крым. В результате офицера уволили из полиции с формулировкой «за совершение поступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». Однако полицейский подал в суд иск о восстановлении на службе и выиграл дело. Копия решения Ханты-Мансийского районного суда имеется открытом доступе.

Согласно закону от 15 августа 1996 года «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию» запрет распространяется на тех сотрудников органов внутренних дел, которые ознакомлены с совершенно секретной информацией или сведениями особой важности (то есть имеют вторую и первую форму допуска к секретной информации). «Однако таких полицейских сравнительно немного. Большинство из нас имеют только так называемую третью форму допуска, или же вовсе не допущены к секретным сведениям, как те же уволенные гаишники», — рассказал «Газете.Ru» источник в московской полиции.

«Каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а также беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. В то же время обязательства сотрудника органов внутренних дел перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о согласии на предусмотренные законодательством ограничения отражаются в контракте, либо в обязательстве, подписываемых сотрудником при оформлении допуска к государственной тайне. В связи с этим на сотрудника органов внутренних дел, который нарушил порядок оформления выезда за пределы Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание», — в свою очередь, прокомментировали «Газете.Ru» ситуацию с выездом за рубеж в пресс-службе МВД РФ.

Как сказано во внутриведомственных документах, с которыми удалось ознакомится «Газете.Ru», в 2015 году МВД издало приказ, который временно запрещает выезжать на отпуск за границу вообще всем полицейским из-за сложной внешнеполитической обстановки.

Под запрет на посещение не подпадают Абхазия, Южная Осетия, а также страны СНГ за исключением Украины.

Вместе с тем, как утверждают сами полицейские, зачастую отдыхать на российских курортах им просто-напросто не позволяют доходы. «Большинство из нас зарабатывает от 35 до 45 тысяч рублей в месяц в зависимости от выслуги лет, должности и звания. На поездки в отпуск приходится как-то копить. Жены и дети нас и так редко видят, и от того, насколько успешным и спокойным был семейный отдых, могут зависеть дальнейшие отношения в семье», — рассуждает один из московских участковых уполномоченных Алексей. По его словам, в период с 2013 по 2014 годы ему удалось побывать в Турции и Таиланде.

«За совсем небольшие по российским меркам деньги нам предоставили трансфер из аэропорта и обратно, а также номер в пятизвездочном отеле, даже питание было включено в проживание. Из российских курортов я был в Анапе, Витязево (Краснодарский край), Джемете (Краснодарский край), в Туапсе и в Крыму. Везде вместо нормального трансфера из аэропорта были только такси по явно завышенным ценам, сверхдорогое жилье плохого качества и хамское отношение значительной части персонала. Чувствовал я себя, как будто в гостях, но при этом я не гость. Это трудно передать словами», — сказал полицейский.

Помимо прочего, далеко не всем сотрудникам МВД удается уйти в отпуск летом или поздней весной, а зимой на российских курортах слишком холодно, добавил он.

Как выяснила «Газета.Ru» из бесед с полицейскими из различных подразделений Москвы, еще прежний руководитель главка столичной полиции Анатолий Якунин выпустил письменный приказ, по которому все полицейские, которые имеют форму допуска к секретным сведениям по третьей форме, должны сдавать свои загранпаспорта в режимно-секретные подразделения. В марте нынешнего года ряд сотрудников органов внутренних дел написали в управление делопроизводства и режима обращение с просьбой объяснить, насколько этот приказ законен. «Одной из особенностей службы в органах внутренних дел является ограничение прав человека и гражданина в отношении сотрудника в той мере, в которой это необходимо для обеспечения защиты государства и государственной тайны. При решении о поступлении на службу в органы внутренних дел гражданин должен это осознавать, понимать и четко для себя определить: сможет ли он принять такие ограничения и условия несения службы, либо ему сделать выбор в иной сфере деятельности», — говорится в ответе полицейским (копия документа есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Тем не менее, многие сотрудники полиции считают подобные основания противоречащими федеральным законам и Конституции. В группе в социальной сети «ВКонтакте» «Проект Омбудсмен полиции» 24 февраля был опубликован пост, где детально разобраны правовые основания, по которым большинству полицейских нельзя запретить выезжать для отпуска за границу. «Конституция гласит, что каждый кто законно заходится на территории РФ, может свободно выезжать из нее и возвращаться (ч. 2 ст. 27). Также Конституция нам говорит о том, что права человека могут быть ограничены только федеральным законом. Не приказом, не письмом замминистра, а только законом», — сказано в этой публикации. Кроме того, в посте отмечается, что даже сам факт наличия у полицейского второй формы допуска к секретным сведениям не означает автоматически, что он не имеет право выезжать за границу.

Здесь вступает в свои права федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ г. Москва «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». «Он определяет, кому и каким образом может быть ограничен выезд. Там есть, например, четкая позиция «сотрудник ФСБ». То есть, если ты сотрудник ФСБ, то сам лишь этот факт, согласно этому закону, запрещает тебе выезд из страны. А вот для сотрудников МВД такой нормы нет. Зато есть норма для лиц, ознакомленных со сведениями «особой важности» и «совсекретно».

Очень расхожее и распространенное мнение, что если у тебя есть «вторая форма», то твоя судьба в руках начальника. Полетишь ты в Тай к трансвеститам или в Египет на «все включено», якобы решает он.

Но, согласно статье 15 данного закона, право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Это значит, что по букве закона документально должно быть подтверждение вашего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. И с момента последнего ознакомления должно быть не более пяти лет», — сказано в публикации.

Как рассказал «Газете.Ru» один из организаторов правозащитного проекта «Омбудсмен полиции», несмотря на то, что он считает ограничения на выезд незаконным, он не призывает полицейских просто выезжать за рубеж и не ставить в известность никого. «Все больше оперов мне пишет, что стали кого-то потихоньку выпускать. С одной стороны, это может показаться хорошей тенденцией, но, с другой стороны, если в условиях тотального запрета, вызванного повсеместным неправильным толкованием норм права, это станет новой формой поощрения, то это очень плохо.

Самая большая и распространенная ошибка, что сотрудники с допуском сначала выезжают, а потом после увольнения начинают судебные тяжбы: долго, нудно и муторно.

Так делать ни в коем случае не советую. Приказы, если сотрудник с ними не согласен, должны быть обжалованы в установленном порядке, в том числе в суде», — сказал он.

Причины запрета на выезд за границу для полицейских

Можно ли полицейским выезжать за границу? Нет, на момент написания статьи (2018 год) возможности сотрудники полиции такой возможности не имеют. Также, отрицательным будет ответ на вопрос: могут ли сотрудники ФСБ выезжать за границу.

МЧС в 2014 году предоставило следующее разъяснение причин, по которым необходимо ужесточить порядок выезда за границу: воссоединение Крыма и города Севастополя с Российской Федерацией повлекло за сбой недовольство США, которое выразилось во введении санкций против РФ.

На основании санкций правоохранительные органы могут выдвинуть необоснованные обвинения против российских граждан, при нахождении их в конкретных странах (перечень стран, запрещенных к посещению полицейским будет представлен далее), и потребовать их экстрадицию в США (официальная выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства).

Конкретные причины, почему полицейским нельзя выезжать за границу, заключаются в следующем:

  1. Безопасность работников силовых структур.
  2. Защита от провокаций со стороны представителей иностранных государств.
  3. Охрана государственной тайны.

Список стран куда сотрудникам полиции запрещен выезд

Ниже представлен исчерпывающий список стран, запрещенных для выезда сотрудникам МВД:

  1. Австрия.
  2. Албания.
  3. Бельгия.
  4. Болгария.
  5. Великобритания.
  6. Венгрия.
  7. Германия.
  8. Греция.
  9. Дания.
  10. Ирландия.
  11. Исландия.
  12. Испания.
  13. Италия.
  14. Латвия.
  15. Литва.
  16. Лихтенштейн.
  17. Люксембург.
  18. Мальта.
  19. Монако.
  20. Нидерланды.
  21. Норвегия.
  22. Польша.
  23. Португалия.
  24. Румыния.
  25. Сан-Марино.
  26. Словения.
  27. Словакия.
  28. Финляндия.
  29. Франция.
  30. Чехия.
  31. Швейцария.
  32. Швеция.
  33. Эстония.
  34. Запрещенные.
  35. Израиль.
  36. Индия.
  37. Иордания.
  38. Ирак.
  39. Кипр.
  40. Малайзия.
  41. Мьянма.
  42. Пакистан.
  43. Сингапур.
  44. Таиланд.
  45. Турция.
  46. Филиппины.
  47. Шри-Ланка.
  48. Южная Корея.
  49. Япония.
  50. Гамбия.
  51. Гана.
  52. Египет.
  53. Замбия.
  54. Зимбабве.
  55. Кения.
  56. Конго.
  57. Лесото.
  58. Либерия.
  59. Маврикий.
  60. Малави.
  61. Нигерия.
  62. Свазиленд.
  63. Сейшельские острова.
  64. Сьерра-Леоне.
  65. Танзания.
  66. ЮАР.
  67. Антигуа и Барбуда.
  68. Багамские острова.
  69. Барбадос.
  70. Белиз.
  71. Гаити.
  72. Гватемала.
  73. Гондурас.
  74. Гренада.
  75. Доминика.
  76. Доминиканская Республика.
  77. Канада.
  78. Коста-Рика.
  79. Куба.
  80. Мексика.
  81. Никарагуа.
  82. Панама.
  83. Сальвадор.
  84. Сент-Винсент и Гренадины.
  85. Сент-Китс и Невис.
  86. Сент-Люсия.
  87. Тринидад и Тобаго.
  88. Ямайка.
  89. Аргентина.
  90. Боливия.
  91. Бразилия.
  92. Венесуэла.
  93. Гайана.
  94. Колумбия.
  95. Парагвай.
  96. Перу.
  97. Суринам.
  98. Уругвай.
  99. Чили.
  100. Эквадор.
  101. Австралия.
  102. Кирибати.
  103. Маршалловы острова.
  104. Науру.
  105. Новая Зеландия.
  106. Палау.
  107. Папуа-Новая Гвинея.
  108. Соломоновы острова.
  109. Тонга.
  110. Тувалу.
  111. Федеративные штаты Микронезии.
  112. Фиджи.

Приказ МВД №360

В 2015 году, когда запреты только начали официально оформляться, список стран, куда можно ездить за границу сотрудникам МВД, был более обширным, чем сейчас.

Приложение к приказу МВД РФ №360 о выезде за границу “Перечень зарубежных государств, в которые возможен выезд сотрудников Главного управления и подчиненных подразделений в туристические поездки с учетом складывающейся международной обстановки” содержало следующий перечень стран:

  1. Абхазия.
  2. Азербайджан.
  3. Армения.
  4. Белоруссия.
  5. Бразилия.
  6. Вьетнам.
  7. Доминиканская Республика.
  8. Египет.
  9. Индия.
  10. Индонезия.
  11. Иордания.
  12. Казахстан.
  13. Камбоджа.
  14. Камерун.
  15. Киргизия.
  16. Китай.
  17. Куба.
  18. Марокко.
  19. Мьянма.
  20. Намибия.
  21. Никарагуа.
  22. Объединенные Арабские Эмираты.
  23. Оман.
  24. Таджикистан.
  25. Таиланд.
  26. Тунис.
  27. Турция.
  28. Шри-Ланка.
  29. Южно-Африканская Республика.
  30. Южная Осетия.

По данным на 2018 год, которые сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на распоряжение главы МВД Владимира Колокольцева, подписанное в конце декабря 2017 года, список стран, в которые выезд для сотрудников МВД разрешен, сокращен до следующих государств:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Казахстан.
  4. Киргизия.
  5. Таджикистан.
  6. Белоруссия.
  7. Туркменистан.
  8. Узбекистан.
  9. Южная Осетия.
  10. Абхазия.
  11. Вьетнам.
  12. Китай.
  13. Куба.

Сотрудники ФСБ также имеют право выезда только в эти государства.

Случаи, при которых выезд разрешен

В зависимости от формы доступа сотрудника к важным документам руководство решает вопрос о разрешении на выезд за границу.

Уровни секретности:

  1. Доступ к сведениям особой важности, который имеют руководители ведомств, начальники управлений.
  2. Доступ к данным под грифом “совершенно секретно”, который имеют оперативные работники.
  3. Доступ к секретной информации, который предназначен для служебного пользования. К работе с данной информацией допускаются сотрудники правоохранительных органов.

Порядок выезда в исключительных случаях для сотрудников полиции

Выезд в те государства, которые находятся в списке запрета на выезд, в 2018 году разрешен полицейским только в исключительных случаях.

Исключительные случаи:

  • необходимость срочного лечения;
  • смерть близкого родственника, проживающего за рубежом.

Необходимо пройти следующие шаги для получения разрешения на выезд:

  1. Написать рапорт на имя начальника, согласно принятой форме, в котором указать следующие сведения:
    • государство, в которое необходим выезд;
    • цель посещения;
    • срок пребывания;
    • список членов семьи, которые поедут вместе с полицейским;
    • дата выезда;
    • источник средства на поездку;
    • лица, с которыми планируются контакты в иностранном государстве.
  2. Предоставить справки, подтверждающие исключительные обстоятельства.
  3. Дождаться решения начальника, которое предоставляется в письменном виде. Сотрудник ставит на нем дату и подпись, что свидетельствует об ознакомлении с решением.
  4. Служащему необходимо подать разрешение в отдел кадров, где ему предоставят заграничный паспорт.
  5. В случае, если работник полиции нуждается в пребывании за границей более 15 суток, этот вопрос решает вышестоящее руководство.
  6. Работники полиции, которые имеют 1 или 2 степень секретности, сдают паспорт в отдел кадров не позднее 5 суток со дня возвращения.
  7. После возвращения в Россию сотрудник МВД должен составить письменный отчет и сдать свой заграничный паспорт в отдел кадров.

Порядок выезда в исключительных случаях для сотрудников ФСБ

Согласно п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФСБ № 179 от 17.04.2012, военнослужащие и гражданский персонал ФСБ могут выехать за пределы РФ в следующих случаях:

  • необходимость посещения родителей или родителей супруга (независимо от их гражданства);
  • когда того требует состояние здоровья близкого родственника или в случае его смерти;
  • когда сотруднику необходимо зарубежное лечение;
  • посещение мест погребения близких родственников;
  • оформление заграничного наследства;
  • отчуждение имущества, оформленного за пределами России.

Возможность отмены запрета на выезд

Пока нельзя говорить о попытках смягчения установленных правил, при ответе на вопрос, могут ли полицейские выезжать за границу. Наоборот, происходит ужесточение. Согласно закону от 15 августа 1996 года “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию” запрет распространяется на тех сотрудников полиции, которые имеют первую и вторую степень секретности.

Но, по словам самих сотрудников, таких немного, большинство имеют 3 категорию секретности или не имеют ее совсем. В теории сотрудник правоохранительных органов, если он не имеет доступа к секретной информации, вправе поехать куда угодно, но на практике возможность выезда за границу зависит от принципиальности конкретного начальника. В случае нарушения порядка выезда накладывается дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Внимание! Рассматривается возможность составления закона о запрете на выезд за границу сотрудников правоохранительных органов. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности дала положительное заключение на законопроект экс-депутата от ЛДПР Дмитрия Носова.

Этот законопроект предполагает введение временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за границу в том случае, если он числится сотрудником МВД или проходит гражданскую службу в органах внутренних дел на отдельных должностях. Перечень должностей определит МВД.

С одной стороны, в сложившейся на мировой арене ситуации, такие ограничения способствуют защите сотрудников правоохранительных органов РФ и защите государственной тайны России, сохранению целостности государства. С другой стороны, нарушается часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждый гражданин имеет право свободно выехать из РФ.

Также следует отметить недовольство среди сотрудников правоохранительных органов, которые касаются ограничений. Они основаны на том, что отдых на российских курортах обойдется значительно дороже, нежели на заграничных. Сказать однозначно, когда сотрудникам полиции разрешат выезд за границу свободно, сложно, так как возможность положительного разрешения сложившейся ситуации зависит от изменения политической ситуации, в частности от ответа на вопрос, будут ли отменены санкции против России.

Запрет на выезд из России

Приближается сезон отпусков. Многие из отдыхающих связывают свои планы с посещением зарубежных стран. Вашему вниманию предлагается справка об ограничениях на выезд из Российской Федерации, которые в ряде случаев могут быть наложены на граждан России.

Обращаем Ваше внимание, что данная справка носит ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией. При наличии сомнений относительно возможного запрета покидать территорию страны, в каждом конкретном случае рекомендуем обращаться к юристам, способным оценить те или иные обстоятельства и дать подробные рекомендации.

1. Общие основания ограничения права на выезд

Право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он:

  • имеет допуск к гостайне;
  • проходит военную или альтернативную гражданскую службу;
  • подозревается или обвиняется в совершении преступления;
  • осужден за совершение преступления;
  • уклоняется от наложенных судом обязательств:
  • предоставил заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд;
  • является сотрудником ФСБ.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • Приказ МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной миграционной службы от 17 ноября 2008 г. № 8722/996/562/350 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

2. Допуск к гостайне

1. Для ограничения выезда по этому основанию необходимо, прежде всего, наличие самого допуска к государственной тайне. Учитывая, что существуют три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну – «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» – следует ответить, что правомерно ограничение права на выезд только для гражданина, допущенного к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Допуск к информации с грифом «секретно» при отсутствии других препятствий, сам по себе не может быть препятствием для выезда из России.

Кроме того, необходим не просто формальный допуск, а доказательства реальной осведомленности допущенного к гостайне лица о сведениях с грифом «особой важности», «совершенно секретно».

2. Заключение трудового договора либо контракта (в т.ч. на прохождение военной службы), который предполагает временное ограничение права на выезд из Российской Федерации. Тем не менее, судебная практика трактует это положение таким образом, что отсутствие такого договора (контракта) не означает, что на заявителя не могут быть распространены предусмотренные законодательством ограничения.

3. Ограничение на выезд действует до истечения срока такого ограничения. По общему правилу, он составляет пять лет с момента его последнего ознакомления с документами, содержащими сведения особой важности или совершенно секретные сведения. Меньшие сроки могут быть установлены в трудовом договоре (контракте).

В отношении отдельных граждан срок ограничения на выезд может быть продлен по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (не более чем до десяти лет в общей сложности). Такое решение может быть обжаловано в саму Комиссию и в суд, причем перед обращением в последний нет нужды обязательно обращаться в Комиссию.

Документы по теме:

  • Статья 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко»
  • Приказ МИД России, МВД РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ и СВР России от 14 апреля 2006 г. № 4301/264/158/160/22 «О Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации»

3. Призыв в армию или на АГС

1. С момента принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу гражданин также лишается права выехать за пределы России.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, как правило осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.

2. Данное основание ограничения на выезд не распространяется на:

  • «контрактников», которые выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования;

  • призывников на период отсрочки и освобождения от призыва.

Документы по теме:

  • Приказ Федеральной миграционной службы и Минобороны РФ от 15 апреля 2011 г. № 100/507 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

4. Подозрение (обвинение) в преступлении

1. Запрещается покидать пределы России гражданину, который признан подозреваемым в преступлении либо привлечен в качестве обвиняемого за его совершение.

Подозреваемым признают человека хотя бы в одном из случаев:

  • возбуждение уголовное дело;
  • задержание по подозрению в совершении преступления;
  • применение меры пресечения (подписка о невыезде, поручительство, наблюдение командования, присмотр за несовершеннолетним, залог, домашний арест, заключение под стражу);
  • уведомление о подозрении в совершении преступления в случае, если подозрения возникли в ходе дознания.

2. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

  • вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  • вынесен обвинительный акт по итогам дознания.

После вступления в силу обвинительного приговора суда осужденный не имеет права выезжать за границу РФ. Подсудимый также не имеет права покидать пределы страны.

3. Запрет действует до:

  • вступления в силу оправдательного приговора суда;
  • принятия решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования;
  • освобождения задержанного без избрания меры пресечения;
  • отмены меры пресечения.

5. Судимость

1. Осужденный за совершение преступления гражданин не вправе покинуть территорию РФ вплоть до отбытия (исполнения) наказания. Соответственно, после такого отбытия (исполнения) выезд за границу становится возможен.

2. Кроме того, допустим выезд осужденного, когда он осужден за преступление, но освобожден от наказания по следующим основаниям:

  • отмена приговора суда с прекращением дела производством;

  • помилование или амнистия;

  • исключение преступления из Уголовного кодекса;

  • истечение сроков давности обвинительного приговора, который не был исполнен помимо воли осужденного;

3. Освобожденные условно-досрочно, хотя и освобождаются тем самым от наказания, тем не менее не могут покидать территорию РФ. То же относится и к осужденным условно гражданам.

4. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Поэтому запрет на выезд сохраняется и после отбытия наказания до снятия или погашения судимости. Сроки погашения судимости установлены ч. 3 ст. 86 УК РФ. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Документы по теме:

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова»

6. Неисполнение судебного решения

Одно из самых распространенных оснований для ограничения на выезд из России — уклонение гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

1. Такое ограничение, исходя из норм закона и в силу сложившейся практики, требует одновременного наличия следующих условий:

  • имеется соответствующий исполнительный документ, выданный на основании судебного акта (или он сам должен являться таким актом), в котором должны быть указаны обязательства, которые наложены на гражданина;

  • сумма задолженности по исполнительному документу превышает 10 тыс. руб. или исполнительный документ имеет неимущественный характер;

  • названный документ не должен быть просрочен, т. е. предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу

  • судебный акт должен вступить в законную силу (то есть сроки по обжалованию истекли либо жалобы отклонены);

  • копии указанного постановления не позднее следующего дня со дня вынесения направлены должнику, в территориальный орган ФМС и в пограничные органы.

При наличии этих условий есть возможность наложения ограничений на выезд.

Как уклонение может быть расценено сокрытие имущества, избегание встреч с кредиторами, неисполнение конкретных предписанных действий и т. д.

При этом у должника отсутствуют уважительные причины для неисполнения. Например, согласно имеющейся судебной практике, отсутствие денежных средств или иного имущества у должника не признается уважительной причиной. То есть, неисполнение может быть и неумышленным.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий законность ограничения на выезд можно оспорить.

Ограничение может накладываться по заявлению взыскателя одновременно с началом исполнительного производства. В данном случае накладываемое ограничение не зависит от того, исполняет ли должник свои обязательства, а постановление может быть вынесено ранее истечения срока на добровольное исполнение.

2. Ограничение снимается при достижении сторонам соглашения, а также в случае исполнения обязательств. Кроме того, оно снимается при прекращении и окончании исполнительного производства.

2.1. Исполнительное производство прекращается в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если наложенные обязанности не могут быть переданы другому лицу;
  • утраты возможности исполнения предписанных действий (воздержаться от них);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника и которую она ранее требовал;
  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

2.2. Наиболее частыми условиями окончания исполнительного производства в нашей ситуации являются:

  • фактическое исполнение требований;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • истечения срока давности исполнения.

Помимо этих оснований, исполнительное производство оканчивается в случае возвращения взыскателю исполнительного документа:

  • по заявлению взыскателя;
  • если невозможно реализовать требования исполнительного документа в данном случае, хотя возможность его исполнения как такового не утрачена;
  • если невозможно получить сведения о местонахождении должника и его имуществе, а их розыск законом не предусмотрен;
  • если у должника отсутствует имущество, а меры по его отысканию оказались безрезультатными;
  • если взыскатель отказался оставить за собой не распроданное имущество должника;
  • если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В названных ситуациях производство оканчивается. Отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из РФ и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов названные меры могут не отменяться.

3. Незамедлительно после исполнения должником своих обязательств либо окончания, прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В постановлении он указывает, что должник полностью оплатил задолженность либо не оплатил (с указанием причины). В постановлении также указывается о снятии ограничения выезда только после того, как данное постановление поступит в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России. Копии постановления об отмене ограничения с приложением уведомления за подписью старшего судебного пристава направляются должнику, в территориальный отдел ФМС и в пограничные органы.

Важно помнить, что отсутствие денежных средств или иного имущества у должника не признается уважительной причиной неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. То есть в такой ситуации права должника на выезд из РФ будут временно ограничены.

Также необходимо иметь в виду, что в официальных письмах налоговых и судебных органов, как правило, печатается информация о том, что у гражданина имеется задолженность по оплате налогов, требования оплатить данную задолженность, либо сведения о том, что право гражданина-должника на выезд за пределы РФ ограничено. Кроме того, гражданин может почерпнуть информацию о наличии у него задолженности на официальных интернет-сайтах органов государственной власти. Перед поездкой за рубеж гражданину необходимо заранее уточнить, не забыл ли он оплатить штраф или уплатить налог и не введены ли из-за этого для него ограничения на выезд. Если гражданин уже оплатил штраф или налог, то не будет лишним уведомить об этом заинтересованный орган власти.

Документы по теме:

  • Статья 67 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

7. Недостоверность информации о себе

В случае, если гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, выезд ему также ограничивается. «Заведомая ложность» при этом фактически постулируется, поскольку в ходе оформления документов гражданин расписывается в подлинности представленных сведений.

Срок ограничения выезда по данному основанию составляет один месяц. Однако, если в ходе проведенной по данному факту проверки будет установлено, что представленные данные искажены в целях сокрытия других оснований ограничения, выезд ограничивается по этим основаниям.

8. Служба в ФСБ

1. Служба в органах ФСБ, в том числе гражданского персонала, препятствует выезду за пределы России вплоть до срока ее окончания. Однако, при наличии разрешения уполномоченного должностного лица ФСБ сотрудники могут выезжать из страны и до окончания срока действия заключенного ими контракта.

По общему правилу, для получения разрешения на выезд за границу, за три месяца до соответствующей даты (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников, близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) необходимо подать об этом рапорт. Рапорт подается лицу, полномочному разрешить выезд. По итогам рассмотрения рапорта выезд либо допускается, либо принимается решение о временном ограничении права сотрудника на выезд за границу. Принятое решение доводится до сведения сотрудника под расписку.

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:
— необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);
— тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;
— необходимость прохождения лечения;
— посещение могил близких родственников;
— принятие наследства;
— принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.
В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора — руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России — руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем — заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России.
Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.

Документы по теме:

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. № 179 «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

9. Уведомление об ограничении

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации ФМС и его подразделения должны выдать уведомление, в котором указываются:

  • основание и срок ограничения;

  • дата и регистрационный номер решения об ограничении;

  • полное наименование и юридический адрес организации, запретившей выезд.

Если документы на выезд оформлены до возникновения обстоятельств, препятствующих выезду, контроль за соблюдением порядка выезда из страны осуществляется работодателем, органами МВД и ФСИН. Они обязаны уведомлять ФМС о наличии оснований для ограничения выезда из РФ.

10. Обжалование ограничения

Лица, не согласные с наложением ограничения на выезд из страны, могут оспорить его в ФМС или в суде. Отказ в разрешении на выезд в связи с допуском к гостайне оспаривается в суде на уровне субъекта РФ по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение командования, подается в военный суд.

Дата последней актуализации – 16 декабря 2013 г. ИА «ГАРАНТ»

Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ru – мы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы на форуме.

Можно ли военным и полицейским ехать на отдых в Турцию и Египет в 2019

Пожалуй, нет больше таких «распиаренных» заграничных курортов среди россиян, как Египет или Турция. Туда каждый сезон отправляется значительная часть обеспеченных и искушенных граждан.

Однако в последние годы турпоток в эти страны снизился и виной тут не только напряженность и война в Сирии, но также падение доходов россиян. Теперь отдых в Сочи или Анапе для большинства становится куда более дешёвым, чем перелёт и заморские отели.

Сложности в отношениях с Турцией у России начались в ноябре 2015, когда их военно-воздушные силы сбили наш самолет Су-24, выполнявший боевой вылет, в результате чего погиб российский летчик. В июле 2016 года Президент Турции Эрдоган отправил письменное соболезнование по поводу случившегося, в связи с чем инцидент был исчерпан и россиянам вновь разрешили летать в Турцию на отдых.

Что касается полетов в Египет, то с этим государством также произошли сложности и были введены запреты на полеты для всех туристов из России, после того как над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» в результате чего все пассажиры (а их на борту находилось 224 человека) трагически погибли.

Не так давно, буквально в начале 2018 года, Ростуризм опубликовал разрешение о возобновлении регулярных туристических полетов в Египет.

Тем не менее, для сотрудников МВД, ФСИН, ФСО, военнослужащих, и представителей других силовых ведомств в 2019 году сохраняется полный запрет на посещение Турции и Египта для отдыха.

Читайте также: повышение выслуги до 25 лет для силовиков.

Список запрещенных стран для военнослужащих и сотрудников полиции в 2019 году

Не так давно действующий офицер российской армии мог поехать на Средиземное море или в страны Европы – наибольшим спросом пользовались тогда Турция, Таиланд, Египет, Кипр, Марокко, Тунис.

Однако в связи с усилением международной напряженности Министерство Обороны РФ, а также МВД и другие силовые ведомства начали сокращать список стран, куда сотрудникам разрешалось поехать на отдых за границу.

Объясняется это довольно просто – сотрудники силовых ведомств имеют доступ к сверхсекретной информации, не подлежащей разглашению. К тому же во многих странах действует договор об экстрадиции со странами, с которыми у России напряженные дипломатические отношения, в связи с чем военнослужащие могут оказаться спровоцированными и их личная безопасность может подвергнуться риску.

Вторая форма допуска подразумевает наличие осведомленности о совсекретных сведениях, что никак не может быть подвергнуто угрозе со стороны враждебно настроенных разведок иностранных государств.

В 2019 году список стран, запрещенных для отдыха военным и полицейским такой:

Австралия
Австрия
Алжир
Албания
Ангола
Андорра
Антигуа и Барбуда
Афганистан
Аргентина
Багамы
Барбадос
Бангладеш
Бахрейн
Бельгия
Белиз
Бенин
Боливия
Болгария
Босния и Герцеговина
Ботсвана
Бруней
Бразилия
Буркина-Фасо
Бурунди
Бутан
Ватикан
Вануату
Великобритания
Венесуэла
Венгрия
Восточный Тимор
Габон
Гаити
Гамбия
Гайана
Гана
Гватемала
Гвинея-Бисау
Гвинея
Германия
Гондурас
Гренада
Гренландия
Грузия
Греция
Дания
Джибути
Доминика
Доминикана
Египет
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индонезия
Индия
Иордания
Иран
Ирак
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Йемен
КНДР
Кабо-Верде
Камбоджа
Камерун
Катар
Канада
Кения
Кипр
Кирибати
Колумбия
Конго
Коморы
Коста-Рика
Косово
Кот-д’Ивуар
Конго
Кувейт
Куба
Латвия
Лаос
Лесото
Либерия
Ливия
Ливан
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Македония
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мали
Мальта
Марокко
Маршалловы о-ва
Микронезия
Мексика
Мозамбик
Молдавия
Монголия
Монако
Мьянма
Намибия
Науру
Непал
Нигер
Нидерланды
Нигерия
Никарагуа
Ниуэ
Норвегия
Новая Зеландия
ОАЭ
Оман
Пакистан
Панама
Палау
Папуа – Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Польша
Португалия
Румыния
Руанда
Сальвадор
Самоа
Сан-Томе и Принсипи
Сан-Марино
Саудовская Аравия
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сербия
Сингапур
Сирия
Словения
Словакия
Соломоны
Сомали
США
Судан
Суринам
Сьерра-Леоне
Таиланд
Танзания
Тонга
Того
Тринидад и Тобаго
Тунис
Тувалу
Турция
Украина
Уганда
Уругвай
Фиджи
Филиппины
Франция
Финляндия
Хорватия
Чад
Черногория
Чехия
Чили
Швеция
Швейцария
Шри-Ланка
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эстония
Эритрея
Эфиопия
Южная Корея
Южный Судан
ЮАР
Япония
Ямайка