Защита прав работника

Работник и работодатель — кто они?

Трудовые правоотношения — это взаимосвязь двух субъектов права: работодателя и работника. Соединительным элементом в этих отношениях является трудовой договор, который согласовывает условия участия сотрудника и нанимателя в трудовой жизни друг друга.

Согласно действующему законодательству работник — это гражданин старше 16 лет, предоставляющий нанимателю свои трудовые услуги и получающий за это зарплату. В некоторых случаях при соблюдении правовых гарантий разрешено принимать на работу сотрудников моложе 16 лет.

Работодатель — это либо организация, либо гражданин, заключившие трудовой договор с работником. Наниматель-гражданин может быть индивидуальным предпринимателем или адвокатом, нотариусом. Кроме того, право заключать трудовые договоры предоставлено физлицам, не имеющим какого-либо профессионального статуса, если наём работника необходим для личного обслуживания и подмоги по домашнему хозяйству.

Права и обязанности от имени работодателя осуществляются либо непосредственно гражданином, либо руководящим органом юрлица или поверенным от организации, уполномоченным на это.

Основные права работника

Все основные права работника, отраженные законодательно, можно условно разделить на 3 большие группы:

  1. Права по надлежащему оформлению трудовых отношений:
    • право на заключение, внесение изменений и прекращение трудового договора;
    • право на обязательное соцстрахование.
  2. Права на достойные условия труда и трудовые гарантии, предоставленные законодательством, в частности:
    • право на работу, оговоренную в трудовом договоре;
    • право на сведения об условиях труда, включая данные о требованиях охраны труда на рабочем месте;
    • право иметь рабочее место, отвечающее нормам и стандартам, установленным законом и коллективным договором;
    • право получать оплату за свой труд своевременно и полностью, в соответствии с уровнем профессионализма, особенностями труда, объемом и качеством выполненной работы;
    • право на отдых, предусмотренный в виде оплачиваемого отпуска, выходных и праздничных дней, а также обусловленный установлением нормальной продолжительности рабочего времени;
    • право на дополнительное обучение и повышение профессиональной квалификации.
  3. Права, направленные на защиту своих трудовых гарантий и интересов, в том числе:

  • право объединяться в различные блоки, включая профсоюзы, для отстаивания своих трудовых интересов, прав и свобод;
  • право участвовать в управлении организацией;
  • право на коллективные переговоры и заключение коллективных договоров;
  • право на защиту своих трудовых прав и интересов всеми предусмотренными законом способами;
  • право на урегулирование трудовых споров, включая право бастовать;
  • право на компенсацию убытков, связанных с исполнением трудовых функций, включая возмещение морального вреда.

Основные трудовые обязанности работника

Трудовые обязанности работника прописаны в статье 21 Трудового кодекса и направлены на добросовестное исполнение трудящимся его профессиональных функций, а также на аккуратное отношение к имуществу предприятия, правилам внутреннего трудового распорядка.

К обязанностям работника относятся:

  • тщательное выполнение трудовых функций, оговоренных в трудовом договоре;
  • следование правилам локального трудового распорядка предприятия;
  • соблюдение дисциплины трудящегося;
  • исполнение предусмотренных трудовых норм;
  • следование требованиям по безопасности и охране труда;
  • заботливое обращение с имуществом нанимателя и своих коллег;
  • немедленное оповещение руководства о возникновении ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей либо имуществу предприятия.

Конкретные полномочия и обязанности работника, соответствующие занимаемой им должности, подробно прописываются в должностной инструкции, которая является внутренним документом предприятия, разрабатывается по каждой должности отдельно и утверждается руководителем. Сотрудник обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией. Дата ознакомления с инструкцией фиксируется во внутренних документах организации и удостоверяется личной подписью работника.

Основные права работодателя

Основные права работодателя также можно разделить на условные группы. При этом станет понятно, что перечни основных прав и обязанностей работника и работодателя тесно связаны друг с другом.

  1. Права по оформлению трудовых отношений с работником, в том числе право заключать трудовой договор, вносить в него изменения и прекращать официально трудовые отношения, расторгнув трудовой договор.
  2. Права в отношении реализации трудовых функций работником:
    • право настаивать на выполнении работником трудовых обязанностей и заботливом отношении к собственности предприятия и других сотрудников;
    • право диктовать работнику правила внутреннего трудового распорядка и призывать к следованию этим правилам;
    • право вознаграждать сотрудников за качественный труд.
  3. Права по защите своих интересов:
    • право создавать союзы работодателей для защиты своих потребностей;
    • право создавать производственный совет;
    • право проводить коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
    • право разрабатывать и внедрять внутренние общеобязательные документы;
    • право выносить дисциплинарные и материальные взыскания работникам;
    • полномочия по внедрению возможностей, предоставляемых законом о специальной оценке условий труда.

Основные обязанности работодателя

Обязанностей у работодателя несколько больше, чем у работника. Объясняется это необходимостью исполнить гарантии по обеспечению достойных условий труда, предоставляемых законодательством.

К обязанностям нанимателя относятся.

  1. Следование законодательству РФ о труде.
  2. Обеспечение сотрудников работой, оговоренной в трудовом договоре.
  3. Соблюдение безопасности и гарантированных законом нормативов условий труда.
  4. Снабжение трудящихся оборудованием, техдокументацией, инструментами и иными необходимыми для исполнения трудовых обязанностей средствами.
  5. Оплата труда сотрудников равноценно трудовому вкладу и без дискриминации.
  6. Соблюдение сроков выплаты зарплаты.
  7. Проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров.
  8. Предоставление коллективу всей соответствующей информации, необходимой для заключения коллективного договора.
  9. Доведение до сведения заинтересованной части коллектива информации о внутренних документах предприятия, связанных с трудовой деятельностью того или иного работника.
  10. Соблюдение распоряжений контролирующих государственных организаций в области труда, в том числе своевременная оплата штрафов.
  11. Рассмотрение сообщений коллектива (профсоюза) об обнаруженных нарушениях трудового законодательства и принятие мер для устранения этих нарушений.
  12. Гарантирование участия работников в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
  13. Обеспечение бытового комфорта работникам, связанного с выполнением ими должностных обязанностей.
  14. Социальное страхование сотрудников.
  15. Компенсация убытков работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, в том числе возмещение морального вреда.

Перечисленные в статье 22 Трудового кодекса обязанности работодателя далее конкретизированы и представлены отдельными обязательствами, в зависимости от ситуации, требующей разрешения в определенной статье кодекса.

Как защитить трудовые права

Каждый работник может однажды столкнуться с проблемой — как защитить трудовые права, поэтому необходимо знать все возможные способы решения абстрактного пока конфликта с работодателем. Нужно при этом отметить, что каждый работник имеет право на защиту своих интересов, которое закреплено в статьях Трудового Кодекса РФ.

Работник вправе отказаться от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором, либо от опасной для его жизни и здоровья работы. Для этого он обязан письменно уведомить работодателя о своем отказе трудиться. На время урегулирования разногласий за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством.

Для разрешения трудового конфликта работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам, если таковая имеется в организации. В данную комиссию следует обращаться в тех случаях, если урегулировать спор своими силами не удалось. Обращаться в комиссию работник вправе в течение трех месяцев с того дня, когда он узнал или должен был узнать о том, что его трудовые права были нарушены.

Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работника и/или работодателя в случае необходимости. В нее должны входить как представители работников, так и представители работодателя — равное количество с каждой стороны. На формирование комиссии отводится десять дней с момента письменного предложения о ее создании.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются на основании заявлений работников в течение десяти календарных дней со дня их подачи. Присутствие работника или его представителя при рассмотрении спора обязательно. В случае его неявки рассмотрение спора откладывается, если же неявка произошла во второй раз и без уважительных причин, то спор будет снят с рассмотрения. Комиссия все же может рассмотреть спор без участия работника в том случае, если сам работник в письменном виде выразит свое согласие на рассмотрение спора в его отсутствии.

Важно: работник имеет право обратиться одновременно сразу в несколько инстанций — и в комиссию по трудовым спорам, и в государственную инспекцию по труду, и в суд, и в прокуратуру.

Для обращения в государственную инспекцию по труду необходимо грамотно составить жалобу, в которой следует четко сформулировать претензии работника к работодателю.
Если в наличии имеются доказательства нарушения прав работника, то нужно приложить эти документы к заявлению. Отправить жалобу в инспекцию по труду можно по почте заказным письмом с уведомлением либо лично отдать ее инспектору, который должен зафиксировать факт передачи ему заявления и документов, поставив подпись и число на втором экземпляре. Поданная жалоба рассматривается в течение одного месяца.

Также для защиты своих трудовых прав работник может обратиться в суд. Такое обращение возможно в следующих случаях:

  • если заявление работника не было рассмотрено комиссией по трудовым спорам в течение десяти дней;
  • если работник не согласен с принятым комиссией решением;
  • работник вправе обратиться в суд сразу, не подавая заявление в комиссию по трудовым спорам.

Существуют следующие виды заявлений от работников, которые могут быть рассмотрены только в судебном порядке:

  • заявления о восстановлении на работе;
  • заявления о переводе на другую работу (или несогласие с переводом на другую работу);
  • заявления об изменении даты и причины увольнения;
  • заявления о выплате разницы в оплате труда за время, когда работник был занят на менее оплачиваемой работе;
  • заявления об отказе в приеме на работу;
  • заявления о нарушении обработки и защиты персональных данных работника;
  • заявления об оплате за время вынужденного прогула;
  • заявления от лиц, работающих по трудовому договору у физических лиц, не являющихся ИП, либо работающих в религиозных организациях;
  • заявления от лиц, которые были подвержены дискриминации.

Для обращения в суд за защитой своих трудовых прав установлен трехмесячный срок — с того момента, когда работник узнал либо должен был узнать о нарушении своих прав. Если спор касается увольнения, то законом предусмотрен срок один месяц — с момента получения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Срок обращения в суд подлежит восстановлению, если причины пропуска срока суд признает уважительными. Исковые заявления по трудовым спорам не облагаются государственной пошлиной.