Земля как объект права собственности

Содержание

Земля как объект природы, объект собственности и объект хозяйствования (пользования). Земля и территория

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании — это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения — это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении — это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого.

Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве — праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

    1. государственную;
    2. муниципальную;
    3. частную;
    4. (и иные формы собственности — по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать:

    • установленное целевое назначение земельного участка;
    • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

    1. конституционного, нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
    2. административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
    3. гражданского, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права.

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

    1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
    2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
    3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Особенности правового регулирования земельных отношений:

    1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
    2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности — основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
    3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
    4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
    5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
    6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
    7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

    • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
    • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

Земля и территория

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности. Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

    • к той или иной категории и
    • разрешенного использования

в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Территория — это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.

2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что

    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что «территория» соотносится с «землями» как целое и часть.

Земельный участок как объект права собственности — в 2018 году, чем является, закон, единый порядок

Оформление земельного участка в частную собственность – это довольно продолжительная и трудоемкая процедура, которая подробно регулируется действующим законодательством.

В связи с этим стоит разобраться в том, что представляет собой объект права частной собственности на земельный участок.

В соответствии с действующим законодательством земельный участок может рассматриваться как полноценный природный объект или же ресурс. В нормах Федерального закона «Об охране окружающей среды», который был опубликован 10 января 2002 года, такими объектами называются любые территории, которые потенциально подвержены истощению, загрязнению, порче, деградации, уничтожению или каким-либо другим видам негативного воздействия.

Если же рассматривать имущественные права на земельный участок, то в таком случае объектом прав будет выступать конкретная территория или же ее отдельная часть.

Если говорить о том, какие существуют виды прав собственности на такое имущество, можно выделить несколько доступных вариантов оформления:

  • собственность;
  • постоянное пользование;
  • наследуемое пожизненное распоряжение;
  • срочное безвозмездное распоряжение;
  • аренда;
  • ограниченное пользование.

Для того, чтобы понять, что представляет собой земельный участок, стоит обратиться к нормам, которые прописаны в различных кодексах и, в первую очередь, это касается Гражданского. В статье «Земельный участок как объект права собственности» устанавливается четкое определение данной категории недвижимости, которое представляет собой водные объекты, растения и поверхностные слои, которые расположены в пределах определенной территории.

Есть также еще одно определение, которое устанавливается Земельным кодексом.

В данном нормативном акте земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы, установленные в полном соответствии с федеральным законодательством.

Образование земельных участков осуществляется вследствие объединения или разделения различных территорий, а также в процессе распределения земли, находящейся в собственности государственных и муниципальных органов.

Для того, чтобы использовать земельные участки на свое усмотрение, нужно действовать в полном соответствии с теми нормами, которые предусматриваются действующим законодательством. При этом законами регулируется достаточно большое количество правил, затрагивающих распоряжение собственными территориями.

Замечания по закону

В соответствии с нормами, прописанными в статье 130 Гражданского кодекса, земельные участки относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем их регистрация осуществляется в соответствии с правилами, прописанными статьей 26 Земельного и статьей 131 Гражданского кодекса. Определение земельного участка в качестве объекта земельных правоотношений предусматривается статьей 6 Земельного кодекса.

Земельный участок сам по себе может быть делимым или неделимым. В соответствии с нормами, прописанными статьей 133 Гражданского кодекса, неделимым является имущество, разделение которой в натуре не предусматривается без внесения корректировок в целевое предназначение.

Статья 6. Объекты земельных отношений

Статья 26. Документы о правах на земельные участки

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

Статья 133. Неделимые вещи

Все остальные виды имущества признаются делимыми, но при этом в статье 6 Земельного кодекса отдельно указывается, что участок является делимым только в том случае, если предусматривается его раздел с последующим образованием самостоятельных территорий, которые могут использоваться без необходимости перевода в состав других земель.

Земельный участок как объект права собственности

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельный участок как объект права собственности

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Индивидуализация земельного участка

Под этим понятием в гражданском и земельном законодательствах понимается характеристика конкретного участка, то есть его адрес (фактический, кадастровый), размер, расположение границ, назначение по целевому использованию, другие определяющие факторы, которые отличают конкретный земельный участок от любого другого.

Индивидуализация участка земли осуществляется непосредственно во время постановки на государственный кадастровый учет. В это же время участку присваивается индивидуальный кадастровый номер, который тоже является признаком индивидуализации.

Для корректной индивидуализации земли, а именно отдельного ее участка, в отличии от других видов недвижимого имущества, требуется учитывать конкретные сведения о границах и расположении участка на местности. И сведения эти должны быть представлены в графическом виде (план, схема, чертеж, утвержденные сотрудниками Федеральной кадастровой палаты).

К основным характеристикам, которые требуются для индивидуализации, относятся:

  • размер участка (его площадь);
  • геодезический размер;
  • физический размер.

Площадью в рамках определения индивидуализации считается установленные в рамках законодательства размер площади участка на местности. При этом этот размер не может быть меньше или больше того, который прописан в нормативно-правовых актах.

Под геодезическим размером понимается визуализация в плане/схеме исключительно горизонтальной поверхности участка. При этом не учитываются ни овраги, ни холмы, ни другие неровные участки поверхности. Под физическим размером в рамках действующего законодательства понимается полностью вся площадь земли, как раз с учетом и оврагов, и холмов, и прочих неровностей.

Определение границ земельного участка. Межевание участка. Состав межевого плана

Без определения границ у конкретного земельного участка землепользователь не сможет войти в права собственности. Осуществляет определение границ земельного участка представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровые инженеры обязаны, выехав на конкретный участок, произвести его замеры. При этом потребуется копия кадастрового плана из муниципалитета, где указана разметка всех соседних участков. На основании этого плана кадастровые инженеры устанавливают размер участка, который подлежит кадастровому учету.

Оформление земельного участка в частную собственность – это довольно продолжительная и трудоемкая процедура, которая подробно регулируется действующим законодательством.

При этом законами прописывается не только процедура оформления территорий в частную собственность, но и возможное использование таких объектов их владельцами.

В связи с этим стоит разобраться в том, что представляет собой объект права частной собственности на земельный участок.

Главные параметры и правила

Для того, чтобы использовать земельные участки на свое усмотрение, нужно действовать в полном соответствии с теми нормами, которые предусматриваются действующим законодательством. При этом законами регулируется достаточно большое количество правил, затрагивающих распоряжение собственными территориями.

Межевание земельного участка бесплатно проводится согласно действующему законодательству.

Узнайте , как оформить дарение земельного участка в МФЦ.

В соответствии с нормами, прописанными в статье 130 Гражданского кодекса, земельные участки относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем их регистрация осуществляется в соответствии с правилами, прописанными статьей 26 Земельного и статьей 131 Гражданского кодекса. Определение земельного участка в качестве объекта земельных правоотношений предусматривается статьей 6 Земельного кодекса.

Земельный участок сам по себе может быть делимым или неделимым. В соответствии с нормами, прописанными статьей 133 Гражданского кодекса, неделимым является имущество, разделение которой в натуре не предусматривается без внесения корректировок в целевое предназначение.

Статья 6. Объекты земельных отношений

Статья 26. Документы о правах на земельные участки

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

Статья 133. Неделимые вещи

Все остальные виды имущества признаются делимыми, но при этом в статье 6 Земельного кодекса отдельно указывается, что участок является делимым только в том случае, если предусматривается его раздел с последующим образованием самостоятельных территорий, которые могут использоваться без необходимости перевода в состав других земель.

Комментарии к статьям

Перед тем, как земельный участок сможет использоваться как полноценный объект права владения в гражданских взаимоотношениях, его нужно в обязательном порядке индивидуализировать, то есть установить конкретную цель его эксплуатации, размеры, а также кадастровый номер и пределы. Условия и порядок, в соответствии с которым будет осуществляться формирование определенного участка, прописаны в земельном законодательстве.

Государственные акты, свидетельства и прочие бумаги, которыми удостоверяется право владения на территорию, предоставленные юридическим или физическим лицам до того, как приобрел юридическую силу федеральный закон, в соответствии с которым регулируется государственная регистрация прав распоряжения, имеют равную силу с записями, внесенными в государственный реестр.

В соответствии с нормами, указанными в статье 8 Лесного кодекса, различные лесные участки, расположенные в составе соответствующих земель, могут находиться исключительно в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса владелец земельного участка имеет полное право на то, чтобы заниматься посевом и посадкой всевозможных сельскохозяйственных культур, а также получать прибыль за счет реализации какой-либо продукции сельскохозяйственного назначения, за исключением тех ситуаций, когда территория предоставляется в аренду, постоянное или пожизненное пользование.

Статья 8. Право собственности на лесные участки

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

Таким образом, собственник земельного участка не имеет никакого права собственности на тот лес, который растет на территории его земельного участка.

Что говорится насчет субъектов

Регулирование прав на земельные участки всевозможных субъектов регулируется на сегодняшний день нормами как гражданского, так и земельного законодательства, причем в некоторых ситуациях нормы, прописанные в этих нормативных сборниках, не соответствуют друг другу.

В соответствии с нормами статьи 3 Земельного кодекса в процессе регулирования землепользование земельное законодательство ставится в приоритет перед гражданским. В связи с этим использование положений Гражданского кодекса нужно будет осуществлять с учетом правил, которые прописаны в земельном законодательстве.

Общей сферой правового регулирования этих законодательств являются вопросы, связанные с правом собственности на различную территорию или какими-либо другими имущественными правами на земельные участки и их оборотоспособностью.

В ряде статей Гражданского кодекса присутствуют бланкетные нормы, которыми устанавливается сфера правоотношений, затрагивающих земельные участки, нормами земельного законодательства. Последнее исходит из того, что у субъекта есть право собственности, а также обязанность использовать земельный участок в полном соответствии с ее прямым предназначением.

Ограниченность земельного участка в пространстве предусматривает использование таких принципов, как нормирование площадей. Всевозможные социальные или экологические интересы общества обуславливают актуальность государственного контроля за обеспечением охраны и корректного использования земельных участков.

Стоит отметить тот факт, что в земельных отношениях предусматривается возможность изъятия территорий для реализации всевозможных государственных целей, которая не имеет аналогов в других отраслях.

Возможные ограничения

Содержание права собственности на земельный участок подразделения на три правомочия собственника, которыми он, учитывая установленные законом ограничения, может распоряжаться на свое усмотрение:

  • владение территорией, то есть возможность фактического распоряжения земельным участком;
  • использование, то есть хозяйственная эксплуатация территории с извлечением из нее каких-либо полезных свойств;
  • распоряжение, то есть определение юридической судьбы указанного имущества.

Ограничения же могут относиться к одной из следующих категорий:

  • конституционно-правовые, относящиеся к положениям статьи 55 Конституции;
  • градостроительные;
  • земельно-правовые;
  • эколого-правовые.

К первой категории относятся любые ограничения, которые требуются для обеспечения защиты основ конституционного строя, здоровья, законных интересов или же прав граждан России. Градостроительные затрагивают ограничения, связанные с обеспечением использования земельного участка в соответствии с его прямым назначением.

Земельно-правовые ограничения прописаны в статьях 23 и 27 Земельного кодекса, и предусматривают различные нормы, использующиеся в интересах объектов специального назначения. В то же время эколого-правовые ограничения связаны с наложением запретов, необходимых для обеспечения экологической безопасности определенной территории.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Основания прекращения права бессрочного пользования земельным участком прописаны в Земельном кодексе.

Читайте также, где восстановить документы на земельный участок.

мы расскажем, что такое межевание садовых участков.

Земельный участок, как важнейший объект недвижимости

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Менеджмент организации

Оценка и управление собственностью

на тему:

«Земельные участки, как важнейший объект недвижимости»

Выполнила:

Студент(ка) факультета экономики и менеджмента

группы СОМ-07-5-1

Попова Д.И.

Проверила:

Глазунова И.Ю.

Самара 2011г.

Земельный участок — часть земной поверхности на территории государства, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ).

Земля, как часть природы является основой жизнедеятельности человека. В то же время, как объект недвижимости – это и средство производства, и предмет труда, т.к. в любой сфере деятельности человек в той или иной мере воздействует на нее.

Земля является важнейшей разновидностью недвижимого имущества. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются, прежде всего, через связь с землей.

Следует различать термины «земля» и «земельный участок», которые используются в разном значении. Термин «земля», как правило, в том случае, когда речь идет о неосвоенной собственности. Термин «земельный участок» означает часть территории, на которой выполнены какие-то работы (улучшения), позволяющие использовать данный участок согласно целевому назначению.

Выделяют следующие улучшения, проводимые для создания участка:

  • внешние (устройство улиц, тротуаров, дренажный и инженерных сетей);
  • выпуски для подключения инженерных сетей, коммуникационные связи и т.д.

Как средство производства земля имеет особенности, оказывающие непосредственное влияние на оценку недвижимости:

  • земля не является результатом предшествующего труда;
  • пространственно ограничена;
  • незаменима другими средствами производства;
  • обладает постоянством местоположения;
  • неизнашиваема при правильном использовании;
  • территориально разнокачественна;
  • характеризуется специфической полезностью каждого конкретного земельного участка;
  • обладает плодородием и в сельском хозяйстве наиболее эффективно используют все ее полезные качества;
  • практически во всех сферах деятельности человека (кроме сельского и лесного хозяйства) выступает в основном в качестве пространственного операционного базиса, поэтому неразрывно связана с объектами, на ней расположенными: зданиями, сооружениями, дорогами, прочими материальными элементами, созданными трудом человека, так называемыми улучшениями.

Земельные участки как важнейший элемент недвижимого имущества рассматриваются и самостоятельно, и совместно с объектами, расположенными на этих участках ( строениями и сооружениями) в качестве объекта рыночных операций. Для осуществления операций купли-продажи земли классифицируется по функциональному назначению и уровню хозяйственной общественности.

По функциональному назначению:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов (городов и др. поселений);

— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

— земли особо охраняемых территорий (природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения);

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод из одной категории в другую производится органами исполнительной власти в соответствии с правовыми актами субъектов федерации.

По уровню хозяйственной освоенности ( в городах и поселках):

— земельный участок не застроенный, предназначенный под строительство;

— земельный участок плюс объект незавершенного строительства;

— застроенный земельный участок (плюс здание, сооружения);

— земельный участок , занятый парком, лесом;

— земельный участок, занятый ветхой застройкой, подлежащей сносу;

— земельные участки, занятые объектами, подлежащими выводу (переносу) в целях высвобождения участка по экологическим или градостроительным требованиям;

— свободные участки.

Объектом рыночных операций могут быть земельные участки или их части, как застроенные, так и свободные от застройки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, а также права их аренды.

Рынок земли формируется сделками по купле-продаже земельных участков или продаж права долгосрочной и краткосрочной аренды земли.

Купля-продажа земельного участка оформляется типовым документом (купчей) по форме, утвержденной Министерством юстиции РФ. Купчая должна быть зарегистрирована Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и иметь нотариальное удостоверение.

При купле-продаже земельного участка в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также участка, предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, сделка оформляется Типовым договором купли-продажи по форме, утвержденной Роскомземом и Госкомимуществом.

Для реализации права собственности на землю и развития ее купли-продажи составляется земельный кадастр, то есть опись земельных участков с целью учета и оценки земли, регистрации права собственности на землю, установления налога на землю (исходя из ее рыночной стоимости).

Особенность земельного участка, как составной части имущественного комплекса предприятия состоит в том, что выгоды от использования земельного участка реализуются на протяжении неограниченного времени, в то время как другие активы предприятия имеют определенный срок службы

В соответствии с 36 ЗК, а также статьями 28 и 43 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, вне зависимости от того, относятся ли такие объекты к числу приватизированных или нет, в т. ч. и объектов, возведенных собственником на земельном участке.

Сложнее ситуация, если земля выкупается под объектом недвижимости, полученным в собственность не в порядке приватизации, при этом земельный участок уже используется на основании договора аренды. По своему буквальному смыслу здесь не применимо правило ч. 3 ст. 28 Закона «О приватизации» о том, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Это правило относится только к выкупу земли под приватизированной недвижимостью. Однако в одном из своих недавних решений Высший арбитражный суд РФ посчитал возможным применить эту норму к выкупу арендованной земли под самостоятельно возведенной (т. е. не приватизированной) недвижимостью, указав, что «договор аренды земельного участка, заключенный до введения в действие ЗК. не является препятствием для выкупа земельного участка».

На практике самое распространенное основание для отказа в выкупе — это попытка выкупить землю, которая выкупу не подлежит по закону. Это земельные участки в составе земель лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, дороги и т.д.), земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также предусмотренных генеральными планами развития соответствующих тер­риторий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования, если, к примеру, земельный участок предполагается использовать для реконструкции центральной части города.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельным кодексом установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязнённых территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельный участок как объект права собственности

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Определение границ земельного участка. Межевание участка. Состав межевого плана

Без определения границ у конкретного земельного участка землепользователь не сможет войти в права собственности. Осуществляет определение границ земельного участка представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровые инженеры обязаны, выехав на конкретный участок, произвести его замеры. При этом потребуется копия кадастрового плана из муниципалитета, где указана разметка всех соседних участков. На основании этого плана кадастровые инженеры устанавливают размер участка, который подлежит кадастровому учету.

Эта процедура неразрывно связана с процедурой межевания. Межевание земельного участка производится в соответствии с Инструкцией по межеванию, утвержденной 08.04.1996 г., а также с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 г.

Согласно этим нормативно-правовым актам межевание земельного участка представляет собой:

  • технический этап по реализации утвержденного проектного плана участка;
  • уточняющий этап по конкретному расположению границ и самого участка, и близлежащих территорий;
  • восстанавливающий этап по расположению всех границ уже на местности.

Межевание земельного участка включает в себя несколько этапов работы:

  • предварительная подготовка документации;
  • обследование и изучение на местности (полевое исследование);
  • подготовка, составление и утверждение межевого плана;
  • обязательное и своевременное уведомление всех заинтересованных лиц о проведении работ по межеванию;
  • установка межевой разметки на местности и в техническом плане;
  • определение всех размеров конкретного участка земли, указание этих размеров на плане;
  • формирование и сохранение дела о межевании.

Определение границ участка землепользователем производиться не может. Когда землепользователь самостоятельно производит замеры, а потом передает эти данные уполномоченным органам, проведенное не по инструкции и рекомендациям межевание считается незаконным и недействительным.

Со слов землепользователя данные в кадастровый план внесены быть не могут, поскольку это идет в разрез с действующим законодательством.

Межевой план земельного участка – это официальный документ, составленный исходя из выписки государственного кадастра недвижимости, где уже прописаны все индивидуализирующие характеристики конкретного участка. Кроме того, если при определении границ участка потребовалось согласование, то данные о нем обязательно должны быть внесены в межевой план.

Полностью весь документ состоит из двух частей:

  • текстовой, в которой описываются все аспекты, касающиеся земельного участка;
  • графической, в которой все отображено в виде схемы или плана, с указанием точных размеров, местоположения границ, межевых отметок.

Существует межевой план в двух вариантах:

  • электронном, который заверен подписью уполномоченного кадастрового инженера, составившего его;
  • бумажном, который распечатывается уже после составления электронного. Его подшивают в дело о межевании.

Границы в праве собственности на конкретный участок

Земельный участок как объект права собственности включает в себя все естественным путем созданные объекты на нем. К ним относятся: почва, растительность, водные объекты. Но только тогда, когда отдельно на законодательном уровне не прописано иное.

Если, например, на частном земельном участке или его границе находится водохранилище или пруд, например, то весь земельный участок после перевода из одной категории по целевому назначению в другую переходит в собственность федерального значения. Собственнику или землепользователю в этом случае предлагается равноценное возмещение в денежном эквиваленте или в натуре, путем выделения аналогичного по параметрам земельного участка.

Это же касается земельных участков, расположенных в пределах береговых линий, карьеров с водой, участков с месторождениями полезных ископаемых и прочих недр, которые находятся под защитой и опекой государства.

Земельный участок в качестве объекта права собственности, который предназначен для проживания, может быть оформлен в собственность землепользователем после оформления договора купли-продажи, договора дарения, путем наследования, оформления в аренду или в срочное/бессрочное пользование, путем приватизации. В этом случае необходимо пройти процедуру межевания, если ранее она не была проведена, подать полный пакет документов для регистрации земли в собственность в компетентный орган (Росреестр).

Для оформления в собственность участка требуется предоставить минимальный пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • документ-основание для возникновения права собственности.

Все остальные документы запрашиваются Управлением Росреестра самостоятельно. Если участок не был поставлен на кадастровый учет, то предварительно проводят именно эту процедуру, а потом уже оформление в собственность.

Государственные пошлины за оказание услуг устанавливаются в каждом регионе самостоятельно, исходя из средней стоимости квадратного метра земли, целевого типа участка.

Ограничения в использовании земельных участков

Земельные участки, находящиеся в собственности, не всегда могут быть использованы землепользователями в полной мере. Так, на конкретный участок может быть возложено ограничивающее право, которое запрещает эксплуатацию земельного участка по каким-либо пунктам, прописанным в документе об ограничении.

Так, в правах могут быть ограничены землепользователи, у которых в собственности находятся земли, часть из которых была реквизирована для реализации нужд государственного или муниципального масштаба.

Кроме того, землепользователи могут быть ограничены в правах, если часть их земель попадает под категории, которые не предусмотрены именно для конкретного собственника, то есть часть участка может принадлежать лесному фонду или водному, поэтому на эти части может быть наложено ограничивающее право. Как показывает практика, муниципалитет или представители федеральных органов власти предпочитают изъять полностью такие участки с предоставлением соответствующей компенсации.

Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение)

Право рассматривает землю как недвижимое имущество, объект права соб-ти и иное. Недвижимость и ее составные элементы являются формой выражения в праве юридич-ки значимых признаков земли и связанных с ней природных, а также искусственно созданных объектов.

Оборот земельных участков как объектов недвижимости осуществляется ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Гражданским кодеком РФ», «Земельным кодексом РФ», «Градостроительным кодексом». Так, ст. 130 ГК к недвижимым вещам относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Земельный участок – часть земной поверхности, границы и размер которой определены в соответствии с федеральными законами ( ст 11.1 ЗК РФ).

Указ Президента РФ от 27.10.93 г.: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты относятся к недвижимости.

Ст.1 закона Тюменской области «О землях, находящихся в ведении муниципальных образований»: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты являются недвижимым имуществом.

Т.о., не только земля, но и объекты, находящиеся в неразрывной связи с ней, признаются недвижимым имуществом.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения. Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля — это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права. Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Для того, чтобы зем. участок был признан недвижимостью он д. отвечать признакам: индивидуализирован, д. определен размер, границы и местоположение.

ЗЕМЛЯ И ТЕРРИТОРИЯ. Земля — это эколого-экономическая категория. Территория — это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория — это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория — это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.