Жестокое обращение с

Доклад на тему «Жестокое обращение с детьми: формы, ответственность, профилактика»

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

Серафимовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей

ДОКЛАД

на тему:

«Жестокое обращение с детьми: формы,

ответственность, профилактика»

Педагог-психолог: Гайнутдинова Р.У.

с. Серафимовский, 2018 г.

Данный доклад обращен к вам не только как к сотрудникам детского учреждения, а также, что не маловажно, к вам, как к родителям детей, которые ходят в детский сад, учатся в школе, и просто являются членами ваших семей. Задумайтесь…

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательных учреждениях.

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники детских учреждений при выявлении случаев жестокого обращения с детьми? Какие действия педагога можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?

Я предлагаю вам, хотя бы мысленно определить для себя, что же такое «Жестокое обращение с ребенком».

Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка, что приводит к таким негативным явлениям как детская и подростковая преступность, агрессивность, алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.

Феноменология насилия

Н. В. Тарабрина (2001) указывает, что наиболее часто жертвами насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

• дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

• дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

• уличные дети;

• дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

• дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности — психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);

• маленькие дети в силу своей беспомощности;

• недоношенные или с малым весом при рождении (так как они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).

Выделяют несколько видов жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет, а также телесные наказания и вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

• сексуальное насилие — использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

• пренебрежение — хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре, т.е. отсутствие условий для нормальной жизни ребенка, заботы о его здоровье и развитии.

• психологическое (эмоциональное насилие) — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

С точки зрения общественности мы, по-видимому, можем сказать, что «применение силы приемлемо до тех пор, пока оно не травмирует ребенка; если ребенок травмирован, значит, это уже жестокое обращение». Конечно, когда ребенок травмирован, слишком поздно бывает исправить то, что сделано. Самое лучшее решение проблемы жестокого обращения в таком случае может заключаться в пересмотре нашей позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка. Также важно помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Взрослые наносят долго не заживающие душевные раны своему ребенку, когда они постоянно им пренебрегают, уничижают, запугивают или терроризируют его.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Рекомендации по профилактике насилия над детьми

Ниже перечисленные рекомендации будут полезны вам не только как педагогам и сотрудникам детского учреждения, но и как родителям и просто людям с высокой морально-нравственной и гражданской позицией.

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи или группы.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете.

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка, прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но, ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится до 10 минут). При этом не забывайте поддерживать детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек.

10. Иногда слишком уставший или встревоженный взрослый начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем и лучшим педагогом.

Столкнувшись лицом к лицу с данной проблемой, мы должны сознавать, что грань между допустимым наказанием и жестоким обращением легко стирается. К счастью, общественное мнение относительно того, можно ли применять телесные наказания детей, начало меняться. Однако преследование детей будет продолжаться до тех пор, пока мы как общество допускаем это.

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. — «Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации». Речь, 2003 г.

Кун Д. «Основы психологии: все тайны поведения человека». СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 г.,

Вы обеспокоены внезапным изменением поведения вашего ребенка? Хотите достучаться до него, но чувствуете, что между вами возник эмоциональный разлад? Вам трудно понять его перепады настроения, и вы беспокоитесь, не вызваны ли они вашим подходом к дисциплине? Вы слышали термин «моральное издевательство над детьми» и хотите знать, могли ли вы сами или кто-либо из окружения ребенка поступить с ним подобным образом, нечаянно или, возможно, даже намеренно?
Если вы ищете ответы на любой из вышеперечисленных вопросов, прочитайте эту статью, и вы узнаете о том, что такое моральное издевательство по отношению к вашему ребенку и как можно распознать и предотвратить его.
Что такое моральное издевательство над ребенком?
Во многих случаях моральное издевательство (моральное насилие, психологическое насилие) – это форма постоянного жестокого обращения или пренебрежения, которое испытывает ребенок от родителей либо других близких ему людей. Моральное или психологическое насилие может нанести очень серьезный ущерб познавательному, эмоциональному, социальному и психологическому развитию ребенка. Иногда родитель морально унижает ребенка, прекрасно осознавая возможные последствия. В других случаях родители могут подвергать ребенка моральным издевательствам неосознанно.
Различные типы морального издевательства над ребенком
Вот несколько ситуаций, которые могут заставить ребенка страдать от морального издевательства (психологического насилия).
1. Игнорирование вашего ребенка

  • Игнорирование ребенка происходит в том случае, если родитель не находится рядом с ним в течение длительного времени – настолько длительного, что ребенок начинает чувствовать себя одиноким.
  • Кроме того, бывают ситуации, в которых вы можете физически присутствовать рядом с ребенком, но не обращать на него должного внимания.
  • Ребенок также чувствует себя игнорируемым, если вы избегаете зрительного контакта во время разговора с ним или не обращаетесь к нему по имени.

2. Отказ в удовлетворении потребностей ребенка

  • Отказ удовлетворять потребности ребенка может выражаться в таком простом проявлении, как высмеивание ребенка в присутствии посторонних, вам оно может казаться несущественным инцидентом, но на самом деле может иметь самые серьезные и продолжительные последствия для ребенка.
  • Если вы регулярно не прикасаетесь к ребенку, не обнимаете его, не гладите, то тем самым отказываетесь отвечать на его самые простые физические потребности. Вы также морально унижаете его и в том случае, если отвергаете основные потребности и желания ребенка.

3. Изоляция ребенка

  • Изоляция означает, что вы регулярно препятствуете общению вашего ребенка с друзьями или ровесниками. Это может также означать, что вы не допускаете регулярного социального взаимодействия ребенка с другими членами семьи или взрослыми.
  • Изоляция происходит в случае, если вы ограничиваете свободу передвижения вашего ребенка, зачастую в качестве наказания. Хотя многие родители считают нормальным наказывать своего ребенка путем наложения определенных ограничений, слишком частое применение такого рода наказаний может принять форму морального издевательства.

4. Использование или развращение ребенка с помощью манипулирования

  • Использование или развращение ребенка – это форма морального издевательства, подразумевающая обучение или вовлечение его кем-либо в недопустимую и даже незаконную деятельность.
  • В некоторых случаях вашего ребенка могут даже принудить к таким действиям, иногда без вашего ведома.
  • Такая форма морального издевательства может выражаться в антиобщественном или саморазрушающем поведении родителя или опекуна. Принуждение ко лжи, воровству или вовлечение в проституцию может спровоцировать агрессивное поведение ребенка.

5. Устное оскорбление и унижение

  • Устная форма морального унижения оказывает очень сильное и продолжительное воздействие на ребенка.
  • Устное оскорбление включает высмеивание, посрамление, унижение ребенка на регулярной основе. Оно может также принимать форму словесных угроз, исходящих от кого-либо.

6. Терроризирование ребенка
Терроризирование – это форма морального издевательства, при которой родитель угрожает или запугивает ребенка, чтобы заставить его повиноваться.

  • Родитель может угрожать или запугивать ребенка различными способами. Это может быть действие, которое поставит ребенка в опасное или неудобное положение. Или же действие, направленное на то, чтобы разлучить его с домашним любимцем, любимой игрушкой и даже родным братом или сестрой – до тех пор, пока ребенок не подчинится.
  • Во многих случаях, когда родитель ставит перед ребенком нереальные цели и нереалистичные ожидания, тот чувствует себя запуганным. Он может испугаться опасных последствий, которые неминуемо наступят, если он не будет соответствовать таким ожиданиям.

7. Пренебрежение ребенком

  • Пренебрежение ребенком может принимать различные формы, например, отсутствие внимания к его образовательным потребностям. Это происходит, когда родитель не может или не предоставляет ребенку материалы, пособия, принадлежности, необходимые для обучения.
  • Ребенок может испытывать моральное издевательство в форме психического (психологического) пренебрежения. Это ситуация, при которой родитель отказывается замечать или игнорирует потребности ребенка в лечении, которое может помочь ему преодолеть серьезные психологические (психические) проблемы.
  • Третья форма пренебрежения возникает тогда, когда родители отказываются признавать потребность ребенка в медицинском лечении.

Может показаться, что многие формы морального издевательства над ребенком – это часть общих методов воспитания. Однако такие методы могут превратиться в настоящее насилие, когда из-за частого применения начинают негативно влиять на ребенка. Например, совершенно нормально в качестве наказания ставить ребенка в угол, но только до тех пор, пока такое наказание не войдет в привычку, не станет ежедневной практикой. Ваш ребенок должен понять причину наказания, а не воспринимать его как иррациональное и маниакальное поведение с вашей стороны.
Почему происходит моральное издевательство?
Эксперты в вопросах здравоохранения и детские психологи пришли к общему мнению, что моральному издевательству подвергаются дети из разных семей. Как родитель вы всегда хотите лучшего для своего ребенка, но иногда бывают ситуации, которые могут заставить вас применить строгий или жесткий подход. Существует множество факторов, которые могут привести к моральному издевательству родителей над детьми. Вот некоторые, наиболее важные из них:

  • стресс;
  • недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости;
  • нехватка материальных и других ресурсов;
  • слабые навыки воспитания;
  • общественная изоляция;
  • неестественные ожидания от ребенка.

Кроме того, в некоторых случаях родитель может морально издеваться над ребенком, основываясь на личном опыте, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.
Каковы симптомы жестокого обращения с детьми?
Вот несколько физических признаков морального издевательства над детьми:

  • Ребенок внезапно начинает мочиться или не держать кал во время сна, при этом медицинские причины таких действий отсутствуют.
  • Поступают различные жалобы ребенка психосоматического характера: жалобы на регулярные головные боли, тошноту или даже боли в животе. Но результаты медицинского обследования остаются в пределах нормы или неопределенными.
  • Если ваш ребенок страдает от морального издевательства, у него могут случаться приступы диареи и рвоты, которые иногда длятся несколько недель и даже месяцев.
  • Если ваш ребенок переживает моральное насилие, вы можете заметить некоторые существенные задержки на различных этапах его развития.
  • Общим признаком морального издевательства над детьми является стремление ребенка выглядеть и чувствовать себя не так, как все. Ребенок может неожиданно и кардинально сменить свой стиль одежды, начать одеваться неподобающим образом на различных мероприятиях или в различных местах.

Вот несколько социальных симптомов морального издевательства, которые могут наблюдаться у вашего ребенка:

  • У ребенка наблюдается значительное отставание в различных сферах развития.
  • Можно заметить, что ребенок стал вести себя тише, чем обычно, и пугается малейшего шума и даже знакомых голосов. Он может стать отшельником, отказываться общаться с людьми и поддерживать зрительный контакт во время разговора. Все эти симптомы могут являться ранними признаками развития депрессии, тревоги, страха, психотравмы или даже агрессии.
  • Если ваш ребенок стал жертвой морального насилия, вы можете заметить у него тяжелые и часто трудно контролируемые симптомы саморазрушения. Он может проявлять суицидальные тенденции или агрессивно, вызывающе себя вести, что заключается в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
  • Если ребенок подвергается моральному издевательству, у него могут проявляться и совершенно противоположные модели поведения. Ребенок становится чрезмерно уступчивым и соглашается на все, что вы говорите. Он может внезапно стать чрезмерно воспитанным и вежливым или выглядит подчеркнуто аккуратным и чистым.
  • Когда ваш ребенок страдает от морального насилия, вы можете заметить у него повышенную потребность во внимании родителей или наоборот – ребенок может выглядеть чрезвычайно подавленным или нехарактерно застенчивым.
  • Очень простой способ определить, подвергается ли ваш ребенок моральному издевательству, – это понаблюдать за ним во время игры. Большинство детей копируют негативное поведение или речь, которые они наблюдают или слышат дома. Если вы видите, что ваш ребенок демонстрирует нетипичное для него поведение или произносит слова, неподходящие для его возраста, это может быть признаком морального насилия.

Как можно определить признаки эмоционально агрессивного поведения у взрослых?
Вот несколько способов, которые помогут определить, проявляет ли взрослый моральное насилие по отношению к ребенку:

  • Взрослый обзывает и высмеивает ребенка в присутствии посторонних.
  • Взрослый придумывает ребенку унизительные и неуместные прозвища.
  • В некоторых случаях взрослый словесно угрожает ребенку. Он может повысить голос на ребенка или угрожать ему физическим насилием. Иногда он заставляет ребенка наблюдать акт насилия или нанесения физического вреда кому-либо или чему-либо близкому для ребенка.
  • Взрослый морально унижает ребенка, проявляя нереалистичные ожидания от него.
  • В некоторых случаях моральное насилие над ребенком выражается в вовлечении его в решение вопросов опекунства, присутствии на заседаниях во время бракоразводных процессов.

Несколько статистических фактов морального издевательства над детьми

  • Почти 90 % всех случаев детских смертей являются результатом подстрекательств членов семьи или близких.
  • Дети, ставшие жертвами морального издевательства, на 25 % чаще страдают от проблем со здоровьем и психикой.
  • Дети, которые страдают от морального унижения, склонны к подростковой беременности, совершению правонарушений, уходу из школы и злоупотреблению наркотиками.

Советы по предотвращению морального насилия
Как родитель вы любите своего ребенка, но верно и то, что вы неосознанно заставляете его страдать от морального унижения. Правда заключается в том, что даже образцовые родители иногда кричат на своих детей и игнорируют их. Когда такие случаи единичны, они не являются насилием. Опасность эмоционального насилия появляется тогда, когда такой тип поведения родителей становится привычным и регулярным.
Хотя моральное издевательство над ребенком может произойти практически в любой семье, независимо от царящей в ней атмосферы, существуют некоторые катализирующие факторы. Вот некоторые ситуации, которые могут увеличить опасность морального издевательства над детьми:

  • Семье, которая испытывает финансовые трудности, трудно заботиться об академической успеваемости ребенка и других его основных потребностях. В такой семье ребенок, вероятно, столкнется с моральным насилием.
  • Одинокий родитель может чувствовать себя чрезмерно обремененным заботой и ответственностью за ребенка. Он может срывать свое раздражение на ребенке и тем самым морально унижать его.
  • Ребенок находится в зоне высокого риска подвергнуться моральному издевательству в случае, если родители живут отдельно друг от друга или разведены. В такой ситуации оба родителя могут быть слишком заняты работой и эмоционально пренебрегают ребенком.

Быть родителем, безусловно, большая ответственность, для этого требуется огромное терпение. Вполне возможно, что, в то время как вы кричите на ребенка или игнорируете его из лучших побуждений, результаты такого поведения не всегда оправдывают ваши ожидания. Если вы чувствуете, что каким-то образом морально обижаете своего ребенка, важно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Он сможет удержать вас от оскорбительного поведения, поможет избавиться от привычки к моральному насилию и улучшит ваше отношение к ребенку.

Оцените публикацию

Виды насилия над детьми

Физическое насилие

См. также: Домашнее насилие и Телесные наказания в семье

Физическое насилие над ребёнком — преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям. Часто граница между телесными наказаниями и физическим насилием размыта. Культурные нормы, определяющие физическое насилие, сильно разнятся: как среди специалистов, так и среди общественности нет единого мнения о том, какие именно действия считать физическим насилием. Некоторые специалисты считают, что культурные нормы, допускающие телесные наказания, являются одной из причин насилия над детьми, и организуют кампании за изменение этих норм.

Сексуальное насилие

Основная статья: Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над ребёнком — это насилие взрослого человека или старшего подростка над ребёнком с целью сексуальной стимуляции. Под сексуальным насилием подразумевается вовлечение ребёнка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли. К формам сексуального насилия над ребёнком относятся предложение или принуждение ребёнка к сексуальным действиям (вне зависимости от результата), демонстрация ребёнку гениталий, демонстрация ребёнку порнографии, сексуальный контакт с ребёнком, физический контакт с гениталиями ребёнка, рассматривание гениталий ребёнка без физического контакта, использование ребёнка для производства детской порнографии.

Последствиями сексуального насилия в детстве могут быть чувство вины, самообвинения, флешбеки, ночные кошмары, бессонница, страхи, связанные с воспоминаниями о насилии (в том числе страхи объектов, запахов, мест, посещений врача и др.), проблемы самооценки, сексуальные расстройства, хронические боли, химические зависимости, самоповреждения, суицидальные мысли, соматические расстройства, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, другие психические расстройства (в том числе пограничное расстройство личности и диссоциативное расстройство личности, булимия).

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие определяется как однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. К эмоциональному насилию относятся, в частности, громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, невнимание, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы, уничтожение личных вещей ребёнка, пытки или убийство домашнего животного.

Реакция детей на эмоциональное насилие может выражаться в дистанцировании от насильника, интериоризации оскорбительных оценок или сопротивлении путём оскорбления насильника. Эмоциональное насилие может приводить к формированию болезненной привязанности, склонности жертв винить себя в совершённом в отношении них насилии, выученной беспомощности и чрезмерно пассивному поведению.

Отсутствие заботы

Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.

Заброшенные дети могут страдать задержками физического и психосоциального развития, что может стать причиной психопатологии и нарушения нейропсихологических функций, в том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и социальных навыков. По данным исследований, дети, пережившие отсутствие заботы, как правило, впоследствии не воспринимают взрослых как источник безопасности и демонстрируют повышенную агрессивность и гиперактивность, что может помешать формированию здоровой и прочной привязанности к приёмным родителям. Адаптируясь к насильственному или непостоянному родителю или опекуну, такие дети становятся настороженными и недоверчивыми; часто отмечают их неискренность и склонность к манипуляциям. Жертвы отсутствия заботы впоследствии могут испытывать трудности при завязывании и поддержании дружеских и романтических отношений в результате недостатка привязанностей в детстве.

Статистика

По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию.

В России, по данным на 1997 год, ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 10 % этих детей умирают от побоев, а 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. По состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершённые родителями в отношении собственных детей.

Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений. Так, в 2006 году их число составляло 194 тыс., из которых погибло 2,9 тыс., получило тяжкий вред здоровью — 3,0 тыс.

В США в 2011 году от жестокого обращения с детьми до 18 лет пострадало 676 569 несовершеннолетних, из них от физического насилия 118 825 детей и от сексуального насилия 61 472 детей.

По данным ЮНИСЕФ, каждые 5 минут в мире убивают ребёнка

Защита пострадавших и предотвращение насилия

Насилие над детьми запрещено рядом международных документов и национальных законов. Российское законодательство предусматривает различные виды ответственности за жестокое обращение с детьми: административную (за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — ст. 5.35 КоАП) или уголовную (за все виды физического и сексуального насилия над детьми, например ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия). Насилие над детьми также может служить основанием для привлечения родителей или лиц, их заменяющих, к гражданско-правовой ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ (лишение или ограничение родительских прав, отобрание ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью).

Во многих странах действуют социальные службы, выявляющие случаи насилия над детьми и отсутствия заботы. В России для создания такой службы есть законодательные препятствия — не ратифицированы два важнейших международных правовых документа: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000) и Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 23 ноября 2001).

Тем не менее, в России действуют различные телефоны доверия для детей, в частности всероссийский бесплатный телефон доверия: 8 800 2000 122.

Предотвращение

Согласно официальной позиции ВОЗ, для предотвращения насилия над детьми наиболее эффективны многосекторальные программы, направленные на поддержку родителей и обучение их навыкам ухода за ребёнком и его воспитания. Такие программы предполагают, в частности, посещения родителей и детей на дому медсёстрами для поддержки, обучения и предоставления информации, а также групповые занятия для родителей, где их обучают навыкам воспитания детей, расширяют знания о развитии ребёнка, развивают стратегии позитивного обращения с детьми.

ВОЗ также рекомендует специальные программы, направленные на профилактику травм головы в результате синдрома детского сотрясения (информирование молодых родителей о синдроме детского сотрясения, проводимое в больницах до выписки новорождённого), и программы профилактики сексуального насилия над детьми (информирование детей в школах о праве собственности на своё тело, обучение распознаванию угрожающих ситуаций, обучение отказывать старшему и рассказать об инциденте заслуживающему доверие взрослому).

Примечания

  1. Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. 2002.
  2. 1 2 3 4 Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. Информационный бюллетень N°150. Август 2010 г.
  3. 1 2 3 Theoklitou, D,. Kabitisis, N., Kabitsi, A. (2011). Physical and emotional abuse of primary school children by teachers. Child Abuse & Neglect, V. 36, 64-70.
  4. Noh Anh, Helen (1994). «Cultural Diversity and the Definition of Child Abuse», in Barth, R.P. et al., Child welfare research review, Columbia University Press, 1994, p. 28. ISBN 0231080743
  5. Haeuser, A. A. Banning parental use of physical punishment: Success in Sweden // International Congress on Child Abuse and Neglect. — Hamburg, 1990.
  6. Barth, Richard. Child Welfare Research Review, Volume 1. — Columbia University Press, 1994. — P. 49–50. — ISBN 0231080751.
  7. Durrant, Joan E. The Swedish Ban on Corporal Punishment: Its History and Effects // From Family Violence Against Children: A Challenge for Society / Detlev Frehsee, Wiebke Horn, and Kai-D. Bussmann. — N. Y. : Walter de Gruyter & Co., 1996. — P. 19–25.
  8. 1 2 Child Sexual Abuse. Medline Plus. U.S. National Library of Medicine (2 April 2008). Проверено 7 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  9. “Guidelines for psychological evaluations in child protection matters. Committee on Professional Practice and Standards, APA Board of Professional Affairs”. The American Psychologist. 54 (8): 586—93. August 1999. DOI:10.1037/0003-066X.54.8.586. PMID 10453704. Abuse, sexual (child): generally defined as contacts between a child and an adult or other person significantly older or in a position of power or control over the child, where the child is being used for sexual stimulation of the adult or other person. Используется устаревший параметр |month= (справка)
  10. Martin J, Anderson J, Romans S, Mullen P, O’Shea M (1993). “Asking about child sexual abuse: methodological implications of a two stage survey”. Child Abuse & Neglect. 17 (3): 383—92. DOI:10.1016/0145-2134(93)90061-9. PMID 8330225.
  11. Child sexual abuse definition from the NSPCC
  12. Roosa, M.W.; Reinholtz, C.; Angelini, P.J. (1999). “The relation of child sexual abuse and depression in young women: comparisons across four ethnic groups”. Journal of Abnormal Child Psychology. 27 (1): 65—76. PMID 10197407. Неизвестный параметр |author-separator= (справка)
  13. Widom C.S. (1999). “Post-traumatic stress disorder in abused and neglected children grown up”. American Journal of Psychiatry. 156 (8): 1223—1229.
  14. Levitan, R. D., N. A. Rector, Sheldon, T., & Goering, P. (2003). «Childhood adversities associated with major depression and/or anxiety disorders in a community sample of Ontario: Issues of co-morbidity and specificity, » Depression & Anxiety; 17, 34-42.
  15. 1 2 Journals.lww.com
  16. Jpedhc.org
  17. Жестокое обращение с детьми. Памятка для родителей. Психологическое (эмоциональное) насилие
  18. 1 2 Child Abuse (недоступная ссылка). The National Center for Victims of Crime. Проверено 7 января 2013. Архивировано 27 июля 2011 года.
  19. Chronic Neglect. Проверено 10 октября 2012. Архивировано 20 января 2013 года.
  20. Neurocognitive impacts for children of poverty and neglect. Apa.org. Проверено 24 декабря 2012. Архивировано 20 января 2013 года.
  21. Golden, J.A., Prather, W. (2009). A behavioral perspective of childhood trauma and attachment issues: toward alternative treatment approaches for children with a history of abuse. International Journal of Behavioral and Consultation Therapy, V.5, 56-74.
  22. Постановление ГД ФС РФ от 20.11.1997 № 1929-II ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», п. 4.2
  23. В МВД России состоялся «круглый стол» по вопросам организации деятельности территориальных органов МВД России по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Пресс-служба ГУОООП МВД России. 2012-11-20.
  24. Численность лиц, потерпевших от преступных посягательств в 2010 г. Проверено 18 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  25. Численность лиц, потерпевших от преступных посягательств. Проверено 18 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  26. Преступность в России снижается пятый год подряд — в 2011 году было зарегистрировано 2,4 миллиона преступлений и 1,7 миллиона потерпевших в результате преступных посягательств. Проверено 18 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  27. Child Maltreatment 2011 / Children’s Bureau. U.S. Department of Health & Human Services. 2011. P. 44-45.
  28. ЮНІСЕФ: кожні п’ять хвилин у світі вбивають дитину.
  29. Middlebrooks, J.S.; Audage, A.C. The Effects of Childhood Stress on Health Across the Lifespan. — Centers for Disease Control, 2008.
  30. Gauthier L, Stollak G, Messé L, Aronoff J (July 1996). “Recall of childhood neglect and physical abuse as differential predictors of current psychological functioning”. Child Abuse & Neglect. 20 (7): 549—59. DOI:10.1016/0145-2134(96)00043-9. PMID 8832112. Используется устаревший параметр |month= (справка)
  31. Malinosky-Rummell R, Hansen DJ (July 1993). “Long-term consequences of childhood physical abuse”. Psychological Bulletin. 114 (1): 68—79. DOI:10.1037/0033-2909.114.1.68. PMID 8346329. Используется устаревший параметр |month= (справка)
  32. Lyons-Ruth, K.; Jacobvitz, D. Attachment disorganization: unresolved loss, relational violence and lapses in behavioral and attentional strategies // Handbook of Attachment / Cassidy, J.; Shaver, P.. — New York : Guilford Press, 1999. — P. 520–554.
  33. Attachment Disorganization / Solomon, J.; George, C.. — N. Y. : Guilford Press, 1999. — ISBN 1-57230-480-4.
  34. Main, M.; Hesse, E. Parents’ Unresolved Traumatic Experiences are related to infant disorganized attachment status // Attachment in the Preschool Years: Theory, Research, and Intervention / Greenberg, M.T.; Ciccehetti, D; Cummings, E.M.. — University of Chicago Press, 1990. — P. 161–184.
  35. 1 2 Жестокое обращение с детьми. Памятка для родителей
  36. Телефон доверия — служба психологической помощи
  37. 8-800-2000-122: зачем знать этот номер? 2013

> Литература

Творческая работа» Проблема жестокого обращения с детьми в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Проблема жестокого обращения

с детьми в семье.

Творческая работа ученицы 9-а класса

Демениной Юлии Владимировны

Домашний адрес:

Московская область,г.Домодедово,

с.Ильинское, д.20 кв.47

Телефон:8(925)147-13-62,

Demenina1997@mail.ru

Руководитель:

учитель истории и обществознания

Замолодчикова Марина Анатольевна

2013г.

Введение…………………………………………….3-4 стр.

I.Проблема жестокого обращения с детьми в семье…….4-7 стр.

II.Виды жестокого обращения с детьми:………………..7-10 стр.

  1. Физическое насилие
  2. Результаты анкетирования одноклассников по данной проблеме
  3. Сексуальное насилие
  4. Эмоциональное насилие

III.Кто должен бороться с проблемой………………………10-11 стр.

Заключение ………………………………………………….12стр.

Введение

Здорово, когда дома уютно, хорошо и спокойно! У тебя есть все необходимое: одежда, обувь, книжки, игрушки, вкусная еда. Если ты заболеешь, твои родные будут о тебе заботиться: вызовут врача, купят лекарства. Если ты задержишься хоть на минуточку, о тебе будут волноваться.

Но иногда бывает совсем по-другому! Тебе плохо? Ты боишься идти домой? Взрослым всегда не до тебя? Тебе кажется, ты никому не нужен?

Я всегда думала, что самое безопасное место для детей — это их дом и семья. Однако, все чаще в СМИ можно узнать о леденящих душу историях, в которых жертвами родительского произвола в стенах родного дома становятся дети и подростки. Неспособные защитить себя физически или отстоять свою точку зрения, искренне любящие родных, они часто считают самое недопустимое, а порой и зверское обращение с ними заслуженным. По информации уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, сто восемь тысяч российских детей в 2009 году стали жертвами преступлений, из них почти две тысячи погибли. В ходе российско-французской конференции «Защита детей от насилия» он сообщил, что в минувшем году в органы опеки и попечительства РФ поступило 37 тысяч сообщений о детях, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. На основании этих данных более шести тысяч детей отобраны у родителей.

По данным отечественных социологов, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического. Чрезмерная занятость родителей, их загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, приводят к тому, что дети большую часть времени лишены их заботы и контроля. Психологическая усталость взрослых приводит к раздражительности, агрессии в отношении самых незащищенных домочадцев. И они, без вины виноватые, страдают от невнимания и немотивированных вспышек гнева мам и пап.

1 июня во всём мире принято отмечать праздник «День защиты детей». История этого праздника берёт начало с 1924 года, когда была проведена международная конференция в Женеве, основной её темой был вопрос о здоровье и благополучии детей. А после Второй Мировой войны, в 1949 году, в Париже состоялся конгресс женщин, на котором произнеслась клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира как единственной гарантии счастья детей. Через год, в 1950 году,

1 июня был проведён первый Международный день защиты детей.

В этот светлый день дети окружены особой заботой и вниманием, в парках и на главных городских улицах устраиваются народные гуляния, где дети могут поучаствовать в многочисленных конкурсах, развлекательных мероприятиях и получить призы, для них проходят разнообразные концерты, выставки и акции. Обычно собранные средства с благотворительных акций идут на помощь детям, которые нуждаются в них прежде всего: детям-сиротам и инвалидам. Но каким бы весёлым и радостным ни был этот праздник, мне не дает покоя проблема насилия в семье и здорово, что главной целью этого дня – является напоминание обществу о необходимости защищать права ребёнка.

  1. Проблема жестокого обращения с детьми в семье.

Страшно читать о том, что десятки миллионов детей страдают из-за нехватки медикаментов, умирают из-за отсутствия медицинской помощи, сотни миллионов детей не получают необходимого образования из-за отсутствия образовательных учреждений. Огромное множество детей не имеют родного дома и голодают, а во многих хорошо развивающихся странах детей используют как бесплатную рабочую силу и даже продают в рабство. Трагично, когда люди гибнут в результате несчастных случаев или стихийных бедствий, но ещё страшнее, когда невинные люди становятся жертвами насилия и умирают от рук своих же близких. Чаще всего страдают, конечно же, дети. Так, по данным статистики МВД РФ, в 70 % случаев от насилия страдают женщины и дети. Ежегодно более двух миллионов детей в возрасте до 14 лет подвергаются избиениям со стороны родителей. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а более двух тысяч детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от рукоприкладства собственных родителей. Далее ещё ужаснее! С каждым годом растёт число умерщвления грудных младенцев матерями. Исследования показали, что жестокое обращение в семье чаще всего терпят дети от 6 до 8 лет. Такие дети по сравнению со своими сверстниками отстают в развитии, страдают психоэмоциональными и физическими расстройствами. Став свидетелями насилия в семье, такие дети получают тяжёлые душевные травмы и впитывают в себя негативный опыт «семейного быта», становясь впоследствии либо тиранами, либо жертвами. И жизнь, действительно, это подтверждает. В моём подъезде живёт семья Ч., в которой отец злоупотребляет алкоголем и, как правило, чрезмерное его употребление заканчивается дракой и скандалом, и дочь этого папаши испытала на себе не раз силу его кулака. Эта девочка постоянно напугана, зачастую просто боится возвращаться в квартиру. Как можно назвать это детство?

В одной из газет я прочитала следующую информацию: «Раньше у меня была прекрасная семья, – рассказывает 15-летняя Марина, ныне воспитанница одного из детских домов г. Казани, – мама, папа, братик Миша. Когда отца не стало, мама начала выпивать. С каждым днём всё больше и больше. Стали приходить собутыльники, нечего было есть, часто попадала «под горячую руку». Я перестала ходить в школу, потому что всё время ходила с синяками и меня дразнили. Мы с братишкой часто убегали к тёте Лене, она наша соседка, всегда жалела и помогала нам – кормила и оставляла ночевать. Потом нас с Мишей забрали в приют для детей, а позже Мишу усыновила какая-то семейная пара. Сейчас ему четыре года, но нас, наверно, он уже не помнит, ведь, когда его забирали, ему только два года исполнилось. Маму тоже давно не видела, она ко мне не приходит». Когда она рассказывала, в её глазах ещё искрился огонёк надежды, что мама когда-нибудь придёт и заберет её и её брата, и они будут жить вместе долго и счастливо. Но этого никогда не произойдёт, потому что мамы Марины больше нет. Правда, девочка об этом ещё не знает. Как нам сообщила соседка по площадке, где раньше жила Марина, её мать убили в бытовой драке за очередным распитием алкоголя.

Ещё одна воспитанница того же детского дома, 7-летняя Азалия, рассказала свою историю: «Моя мама – артистка, а папа – военный. Когда я не слушалась папу, он меня наказывал: бил ремнём, заставлял стоять долго голыми ногами на гречке. Иногда я не ходила в школу, потому что были сильные синяки, и тогда папа покупал мне мороженое, чтобы я никому ничего не говорила». Из слов заведующей детским домом я узнала, что мать девочки, будучи актрисой, очень много гастролировала, отец её очень ревновал и частенько срывался на ребёнке. Тревогу подняла учитель физкультуры, которая заметила шрамы на теле девочки. Но ведь кто-то должен защитить детей?

По мнению Генерального прокурора РФ, сегодня в стране нет целостной эффективной программы защиты детства и единого органа, отвечающего за профилактику преступлений несовершеннолетних и посягательств против них. На координационном совещании представителей правоохранительных органов, которое прошло в стенах Генпрокуратуры, он сообщил, что только за шесть месяцев нынешнего года от рук великовозрастных садистов погибли 700 несовершеннолетних.

По данным статистики МВД, ежегодно более ста тысяч детей в России сбегают из дома, спасая свою жизнь от произвола взрослых, и около девяти тысяч пап и мам лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с отпрысками. Но значительное количество случаев недопустимого отношения к детям в семье, в детском саду, в школе остаётся никому не известным. Статистических данных в этой области пока нет, следовательно, взрослые остаются безнаказанными. А ведь в понятие «жестокое обращение» входит не только избиение, но и сексуальное, и психологическое насилие. Когда ребенка надолго запирают в комнате или в темном помещении, выставляют на мороз, не дают еды или оскорбляют.

Проблема жестокого обращения с несовершеннолетними распространена по всему миру. По мнению психологов, насилие над детьми искажает их личность, формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Да и откуда же им черпать любовь, чтобы потом отдать ее людям? У кого научиться доброте, чуткости, благородству, если с первых шагов жизни их окружает мир, полный драматизма? Установлено, что, повзрослев, они способны на жестокие преступления. Специалисты свидетельствуют, что 85% преступников и 99% маньяков не вскармливались материнским молоком.

Ежегодно на планете одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до пятилетнего возраста, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или излечиваемыми болезнями; другие – губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Ведь даже в благополучных семьях 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы учить уму – разуму по-другому, но не знают или не хотят задумываться как.

  1. Виды жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие. Хотя последние столетия люди перестали приносить детей в жертву богам и, за редким исключением, родители уже не считают ребенка своей собственностью, до сих пор детям во всем мире приходится нелегко. Например, в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии до 80% девочек подвергаются обрезанию в младенческом возрасте.

Многие родители до сих пор полагают, что суровое обращение с детьми принесет их отпрыскам только пользу. По статистке, наиболее часто насилию подвергаются дети в возрасте от 3 до 16 лет. С одной стороны, физическое насилие довольно трудно скрыть, ведь ушибы, ожоги, переломы на теле ребенка довольно заметны. С другой, как это ни парадоксально, ребенок зачастую сам старается спрятать следы от побоев, особенно если ему досталось от родного отца или матери.

Во время проведения классного часа на правовую тему в нашем классе я попросила своих одноклассников максимально откровенно ответить на вопросы анкеты и были получены следующие результаты:

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя- 45%

б) пытаются убедить, уговорить- 10%

в) обижаются и ждут твоей реакции -0,5%

г) не обращают на тебя внимания-0,5%

д) могут ударить-43%

е) пытаются объяснить, что ты не прав-1%

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто -52%

б) иногда -20%

в) трудно сказать -2%

г) никогда -26%

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать-60%

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения)-15%

в) ссора родителей-1%

г) когда ты чего-то просишь-1%

д) когда огорчаешь родителей поведением и успеваемостью-23%

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто-36%

б) редко-42%

в) никогда- 22%

г) трудно сказать-0%

Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто-10%

б) редко-25%

в) никогда-65%

г) трудно сказать-0%

Анализ этих результатов показывает, к сожалению, что родительские методы воспитания моих одноклассников оставляет желать лучшего.

Ученые еще полвека назад доказали, что физические травмы в детском возрасте откладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. В 1953 году американский педиатр Сильверманн описал «синдром избитого ребенка». Все дело в том, что физическое воздействие не ограничивается только синяками, ожогами, переломами, укусами, травмами головы и внутренних органов, нанесенных нанесенными ребенку его родителями. У избиваемого ребенка изменяется психика и человек продолжает испытывать психологический комплекс, даже став взрослым.

Сексуальное насилие. Жертвой сексуального насилия ребенок может оказаться не только на улице, в школе, в спортивной секции, в летнем лагере, но и в семье. Такое насилие может подолгу оставаться безнаказанным. Если принуждение к сексуальным отношениям не будет незамечено и ребенок окажется наедине со своими проблемами, это может привести к опасным последствиям. Из-за психологической травмы такие дети нередко склоняются к самоубийству и страдают серьезными психическими расстройствами. К сожалению, из всех эпизодов сексуального насилия в семье раскрывается лишь 10-20%. Во всех остальных случаях это остается тайной, оставляющей глубокую рану на всю жизнь.

Эмоциональное насилие. Это самая сложная форма насилия, потому что ее трудно распознать посторонним. По этой причине таким детям не всегда возможно помочь. Чаще всего эмоциональное насилие встречается именно во внешне «благополучных» семьях. При этом насильственные действия иногда воспринимаются как строгое воспитание. Поэтому такое воздействие в дальнейшей жизни приводит к бóльшим психологическим проблемам, чем просто физическое насилие.

Что же можно считать эмоциональным насилием? Прежде всего, завышенные требования к ребенку, стремление навязать ему свои желания, манипулирование им ради своих целей, а также моральное унижение из-за недостаточно хороших по мнению родителя оценок в школе или приложенных усилий. Угрозы, пренебрежение и даже просто невнимание тоже считаются эмоциональным насилием, которое, к сожалению, очень сложно доказать и остановить.

III. Кто должен бороться с проблемой?

Конечно, отношение к детям в наш век сильно изменилось. Да, ребенок с рождения считается полноценным членом общества, и его жизнь охраняет Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989году. В европейских странах детям уже в младших классах школы объясняют их права и сообщают телефоны, куда они могут позвонить, если их обижают родители или любые другие взрослые. Страны-участники Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 2010 году призвали ввести полный запрет на телесные наказания детей на европейском континенте. Причем в двадцати европейских странах этот запрет уже действует. Например, в Швеции он был введен еще 30 лет назад. Однако, к сожалению, никакие запреты не могут защитить детей от всех непедагогических мер воздействия, и проблема физического насилия по-прежнему актуальна.

Наша страна не остаётся в стороне от этих проблем. В сентябре 2010года в России начал свою работу детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером: 8-800-2000-122. Для получения консультативно-психологической помощи звонок осуществляется бесплатно и анонимно со стационарного или мобильного телефона. Есть телефон доверия и в Управлении образования г.о.Домодедово, также во всех школах введены должности уполномоченного по правам участников образовательного процесса и социального педагога, которые для нас в школе являются нашими защитниками. Я считаю, что очень значимую роль играет в школе и педагог-психолог, потому что часто детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье, требуется не только или не столько врачебная помощь, сколько психологическая реабилитация, поскольку им бывает трудно вернуться к нормальной жизни после совершенного над ними насилия. Психологи считают, что физическое насилие происходит лишь тогда, когда нет словесных аргументов. Это, прежде всего, относится к психически слабым людям, которые только таким способом могут занять главенствующую роль, так как в других случаях чувствуют себя беспомощными и слабыми. Физическое насилие воспринимается детьми как заслуженное наказание, потому как для детей всё, что делают родители, считается правильным. Зачастую ребёнок боится рассказать кому-то о том, что его наказывают, думая, что родители будут им недовольны и не будут любить. Многие родители, совершая насилие по отношению к ребёнку, маскируют это строгим воспитанием или гиперопекой. Психологически слабые люди, которые не в состоянии самоутвердиться в окружении равных себе людей, считают ребёнка своей вещью. Таким способом, родители привязывают к себе своего малыша, при этом делая его зависимым и лишая возможности самостоятельно принимать решения. Печален и тот факт, что большинство случаев жестокого обращения с детьми остаются неизвестны правоохранительным органам, так как многие граждане не осведомлены, как они должны поступать, если они становятся свидетелями психологического или физического насилия над ребёнком. И сами дети, которые подвергались какому-либо виду насилия, боятся обращаться за помощью в государственные органы в силу своего возраста, перенесённого стресса, боязни, что информация дойдёт до сверстников, педагогов Да и сама процедура допроса, мягко говоря, причиняет ребёнку психологическую нагрузку.

Заключение

На основании разъяснения Верховного Суда Российской Федерации жестоким обращением с несовершеннолетним является осуществление физического или психического насилия над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, также жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)».

Еще есть время остановиться и сказать себе «Стоп!» и не совершать насилие в отношении детей.

Ведь очень многое зависит от нас самих. Уважать друг друга и научить этому своих детей можно. Нужно помнить, что яблоко от яблони недалеко падает, и постараться не программировать своего ребенка на несчастную семейную жизнь.

В последнее время наше общество относится к проявлению жестокости как к чему-то привычному. Почему в нашем обществе царит атмосфера тревоги, беспокойства, враждебности и страха? Почему от неудач взрослых больше всего страдают те, кто меньше всего в этом виноват – дети? Ведь именно на них отыгрываются за все свои провалы и обиды взрослые. Мне кажется что это связано, прежде всего с тем, что общество переживает духовное бедствие. Нужно приложить все усилия, чтобы семья для ребёнка выполняла функцию его психологической защиты, была тем местом, в котором он мог бы находить успокоение, отдых и чувствовать любовь. Быть может, и мир тогда станет чуточку добрее! Огромное спасибо моим родителям за то, что я, к счастью, не знаю что такое насилие в семье. Очень хочется, чтобы количество счастливых семей во всём мире приблизилось к максимуму. Уважаемые взрослые берегите и любите детей!

Использованная литература:

1. Лысова А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.

2. Мачинская Н.А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева.- 2004.- № 4.

3. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.

4. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О.М. Здравомысловой. – М.: Едиториал УРСС.- 2003.

5.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 2004.